Суббота, 20.04.2024, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS

        Сайт учителя русского языка и литературы
   
Шелаевской средней общеобразовательной школы
  Валуйского района Белгородской области с.Шелаево

       АРКАТОВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Опыт 1 часть

 Содержание:

 

Информация об опыте……………….3

 

 

Технология опыта…………………….8

 

 

Результативность опыта ……………..14

 

 

Библиографический список …………18

 

 

Приложение  к опыту ……………….19

 

 

 

 

 

  

Раздел I

Информация об опыте

Тема: «Духовно-нравственное становление личности ребёнка в условиях формирования единого воспитательного пространства»

 

Условия возникновения и становления опыта. Опыт сформировался в условиях сельской школы, в МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа», которая имеет богатую, почти столетнюю историю, педагогические традиции, передаваемые из поколения в поколение. Школа всегда занимала лидирующие позиции в инновационной деятельности, выполняя социальный заказ, способствуя развитию сельского социума.

В конце XX – начале XXI столетия школой был разработан проект создания Центра образования и культуры села Шелаево. При поддержке губернатора Белгородской области Савченко Е.С.  школа была определена как экспериментальная площадка по реализации программы: «Отработка модели социокультурного комплекса на селе».

Постановлением Главы администрации города Валуйки и Валуйского района Белгородской области №960 от 8 сентября 1997года был открыт Шелаевский сельский опытно – экспериментальный центр образования и культуры во главе с Шелаевской школой. Его основной целью было создание условий для реализации комплексного подхода в обучении, воспитании и формировании общей культуры подрастающего поколения и взрослого населения, отработка различных систем общественного развития, интеграция урочной и внеурочной деятельности школьного коллектива, более полное использование возможностей учреждений культуры и образования в вопросах преемственности поколений.

Классный коллектив сформировался в данном составе в 2007 году. В нашем классе 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек). Класс сборный, дети пришли из трех школ: «МОУ Шелаевская СОШ», МОУ Колыхалинская НОШ», МОУ «Ураевская ООШ». Неоднородный состав родителей. Среди родителей: рабочие - 42 %; служащие и интеллигенция - 47%; не работают совсем - 11 %, неполных  семей- 11%; полных -89 %; малообеспеченных - 16 %,. В классе нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН. С переходом в среднюю школу появились проблемы:

-       отсутствие классного коллектива;

-       отсутствие в классном коллективе традиций, норм;

-       негативное отношение к единым требованиям, низкая социальная активность детей;

-       искаженные представления о нравственных ценностях.

Совместно с психологом проведено диагностическое исследование, выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности класса. В первую очередь к ним следует отнести:

-       недостаточно высокий уровень сформированности гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности личности учащихся, только 52% учащихся утвердительно ответили на вопрос: являются ли они патриотами своей Родины; 61% заявили о своей готовности прийти на помощь другим людям; 77% детей интересует историческое наследие нашей страны;

-       недостаточная готовность личности к активному участию в общественной жизни школьного сообщества: 48% детей проявляют активность в общественной жизни;

-       организация самоуправления учащихся и система подготовки детей к организаторской деятельности требует системных изменений: дети не могут самостоятельно решать вопросы внутриклассной жизни.

-       уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, педагогами и родителями низкий, а традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших развиты слабо.

Анкетирование, проведенное среди родителей подтвердило, что лишь -55% учащихся готовы прийти на помощь людям, являются патриотами своей Родины -52%; интересуются  культурой родного края -70%; 33% - без напоминания выполняют свои домашние обязанности.

Традиционные формы воспитания в этих условиях не позволяет обеспечить эффективности воспитательного процесса.

Так возникла идея создания воспитательной системы, которая объединит усилия классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма», родителей на решение поставленной задачи. По мнению автора опыта наиболее конструктивным решением проблемы является реализация целевой программы развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны».

 

Актуальность опыта

Сегодня в современном образовании одна из самых больших проблем является проблема духовно-нравственного воспитания. Ныне духовные ценности вытесняются материальными. Искажены понятия доброты, милосердия, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Особенно пагубно это сказывается на неокрепших душах наших детей. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Средства массовой информации активно пропагандируют мысль: «Удовлетворяй все свои желания и прихоти, пусть даже самые низменные! Это делает тебя по настоящему свободным!». Продолжается разрушение института семьи: через упорно навязываемое «половое просвещение» (которое на деле является ничем иным как «половым развращением»), у детей формируются искаженные представления о семье, супружеских отношениях, утрачиваются чувства любви и уважения к родителям. Постепенно теряется опыт коллективной деятельности. Вместо соборности (сознания духовной общности), которой всегда отличался русский народ, навязываются индивидуализм, вражда, неприязнь по отношению друг к другу, безнравственность, потребительское отношение к жизни.

Анализ состояния уровня духовно-нравственного воспитания 5 б класса позволил сделать вывод о недостаточной сформированности нравственных ориентиров у детей:

-       нарушаются этические нормы в школе, в общественных местах;

-       не могут дать оценку своим поступкам;

-       смеются над неудачами товарищей в учебе и деятельности;

-       не умеют слушать и слышать другого человека;

-       не могут раскрыть содержание духовно-нравственных понятий.

По результатам опроса учащихся, позволяющего выявить осознание и понимание детьми таких понятий  как «доброта», «честность», «милосердие», «порядочность», «совесть», «отзывчивость», «патриотизм», выяснилось, что только 25,1% учащихся смогли раскрыть содержание духовно-нравственных понятий, 41,9% учащиеся не всегда верно определяли суть нравственного понятия и 32, 9% не смогли правильно выразить, что означает то или иное духовно-нравственное понятие.

Нравственные понятия и представления

Уровни (в%)

низкий

средний

высокий

Доброта

12,3

56,4

31,3

Честность

11,4

43,7

44,9

Отзывчивость

14,8

54,4

30,8

Милосердие

37,2

42,6

20,2

Порядочность

34,3

38,3

27,4

Совесть

42,4

36,6

21

Патриотизм

57,5

23,5

19

Среднестатистическое значение

32,9

41,9

25,1

Следовательно, в повседневной жизни нашим воспитанникам необходимо не только давать знания о тех или иных нравственных ценностях, но и прививать им необходимые нравственные качества.

В процессе аналитической  деятельности выявлены противоречия:

-       между необходимостью работы по духовно-нравственному воспитанию и неэффективностью тех методов и форм, использованных в работе с детьми данного класса;

-       между необходимостью создания условий для развития творческого потенциала учеников и потребностью во взаимодействии с социальными партнёрами для достижения совместной цели, а также необходимостью включения классного коллектива в активную краеведческую деятельность.

Необходимость создания воспитательного пространства класса очевидна, так как именно воспитательное пространство позволит 
Поиск


ШЕЛАЕВО © 2024
Конструктор сайтов - uCoz