Среда, 24.04.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS

        Сайт учителя русского языка и литературы
   
Шелаевской средней общеобразовательной школы
  Валуйского района Белгородской области с.Шелаево

       АРКАТОВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Опыт 2 часть

максимально привлечь различные позитивные общественные силы к воспитанию подрастающего поколения, повысит их роль и ответственность в этом деле, выведет воспитание за рамки школы. Во имя спасения душ подрастающего поколения мы обращаемся сегодня к христианской вере, к изучению основ Православия, ибо вылечить общество способна только сознательная, эмоционально прочувствованная вера ума и сердца. Именно вера, ее нравственные ценности и основанное на них воспитание призваны стать основой духовной жизни нашего общества.

Практическая значимость опыта заключается в то, что разработана воспитательная система класса (Приложение №1), которая объединила усилия класса, семьи, внешкольных учреждений в воспитании духовно-нравственных качеств личности, а также Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени» (Приложение №2).  

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является создание системы духовно-нравственного воспитания. Воспитательная система позволяет интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать наиболее эффективными; создать в классном коллективе и за его пределами развивающую среду, нравственно-благоприятную и эмоционально насыщенную. Только создав систему, можно получить желаемый результат.

 

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2007 года и продолжается в настоящее время.

I этап -.организационный - сентябрь 2007г. - ноябрь 2007г. Выявление проблем, выбор методов и средств их решения, подбор диагностического материала, выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей.

II этап - основной (формирующий) – декабрь2007г. – декабрь 2009 г. Реализация комплекса организационно-педагогических условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

III этап –обобщающий (контрольный) – январь –май 2010год. Проведение анализа и обобщение итогов, достигнутых на I  ступени обучения.

Диагностика на промежуточном этапе доказала успешность выбранного направления для решения обозначенной педагогической проблемы.

 

Диапазон опыта

Технология моделирования и построения воспитательной системы класса, представленная в опыте работы, может быть использована классными руководителями 5 – 11 классов с учетом особенностей образовательного учреждения, класса, возраста учащихся.Работа по духовно-нравственному воспитанию охватывает учебную и воспитательную работу.

Теоретическая база опыта

Методическую основу исследования и построения воспитательной системы духовно-нравственного становления личности составляют:

-       научные положения о сущности, становления и развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, В. А.  Караковский,  Л. И. Новикова и др.)

-       культурологический подход к целостному образовательному процессу Н.Е. Щуркова, Е.А. Бондаревская)

-       теория системного подхода  (Л.С. Выготский, В. П. Караковский)

-       гуманистический подход, разработанный в научных исследованиях К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, В.А. Сухомлинскогоэ

-       педагогические технологии Н.Е. Щурковой.

Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В.Бурмистрова, прот.А.Владимирова, о.А.Гармаева, В.К.Журавлева, С.Ф.Иванова, прот.Г.Каледа, прот.В.Кречетова, В.Н.Крупина, о.А.Кураева, А.Е.Лихачева, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, прот.В.Мокренко, прот.Б.Пивоварова, прот.В.Резникова, прот.А.Салтыкова, А.О.Сергеева, Т.В.Скляроваа, В.И.Слободчикова, прот.Д.Смирнова, А.Н.Стрижова, Л.В.Сурова, о.А.Сысоева, В.Ю.Троицкого, иг.И.Экономцева, Р.Янушкявичюс, О.Янушкявичене, о.К.Ященко).

«Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры», - отмечает Н.Е. Щуркова. Главная задача педагога - передать детям за короткий период их детства и юности духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества.

Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда можно сформировать гражданина своей страны, нравственную личность.

Система духовно-нравственного воспитания существует для того, чтобы история России продолжалась в будущем исходя из ее собственных традиций, в ощущении неразрывной связи человеческих судеб со всей ее тысячелетней жизнью. 

В принятой «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной на процесс обучения и развития. Согласно Национальной доктрине, система образования на современном этапе призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью.

Идет апробация стандарта общего образования второго поколения, в нем отмечено, что воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

 

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, что разработана система духовно-нравственного воспитания для классного коллектива с учетом возрастных особенностей и особенностей класса в рамках социо-культурного комплекса.

 

Раздел II. Технология опыта

 Цель опыта: повышение эффективности воспитательного процесса через создание системы духовно-нравственного становления личности в рамках социо-культурного комплекса..

Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:

-       разработка и реализация комплекса организационно-методического, информационно - просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания в классе;

-       осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей; (Приложение №4)

-       приобщение детей и их семей к вечным духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

-       создание условий для развития нравственных качеств личности, формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру и себе;

-       мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;

-       отработать систему проявления нравственных качеств личности учащимися класса и целенаправленного отслеживания формирования этих качеств в течение всего времени обучения.

Технология реализации опыта опирается на следующие принципы:

-       принцип целостности учебно-воспитательного процесса позволяет определить цели воспитания;

-       принцип сотрудничества позволяет определить функции каждого партнера, осмыслить и создать необходимые условия для воспитания и развития личности; требует последовательного соотнесения единых требований к ребенку во всех сферах сотрудничества;

-       принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших примерах народной культуры;

-       принцип сопереживания предполагает взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков уважения;

-       принцип добровольности предполагает включение детей и их родителей в ситуацию свободы выбора, который всегда связан с сознанием определенной меры ответственности.

Опыт показал, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Для успешного решения задач воспитательной системы класса была разработана программа духовно-нравственного воспитания «Ступени», в основу которой была положена муниципальная целевая программа развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны»  (Приложение № 2), которая состоит из трех этапов:

-       I этап – 5-7 класс 2007 -2010 гг. Этап усвоения важнейших норм и ценностей духовно-нравственного воспитания.  (Приложение №3)

-       II этап – 8-9 классы 2010-2012 гг. Этап применения норм и ценностей духовно-нравственного воспитания;

-       III этап – 10 -11 классы  2012- 2014 гг. Этап осознанного использования в повседневной жизни норм и ценностей духовно-нравственных ценностей.

Содержание деятельности по реализации программы представляет собой движение по трем направлениям: работа с детьми; работа с родителями и совместная творческая деятельность класса, родителей и ЦДЮТур; совместная исследовательская и проектная деятельность.

1.Работа с детьми.

Работа с учащимися начинается с диагностики уровня сформированности духовно-нравственных качеств. Было  выявлено, что учащиеся не могут дать оценку своим поступкам, радуются неудачам своих товарищей в учебе, плохо слушают и слышат учителя. Только 25,1 % смогли раскрыть содержание духовно-нравственных понятий таких как «доброта», «честность», «милосердие», «совесть», «отзывчивость», «патриотизм»; 41,9% учащихся не всегда верно определяли суть духовно-нравственного понятия и 32,9% не смогли правильно выразить, что означает то или иное духовно-нравственное понятие.

Поиск


ШЕЛАЕВО © 2024
Конструктор сайтов - uCoz