Пятница, 19.04.2024, 08:25
Приветствую Вас Гость | RSS

        Сайт учителя русского языка и литературы
   
Шелаевской средней общеобразовательной школы
  Валуйского района Белгородской области с.Шелаево

       АРКАТОВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Опыт 3 часть

Наиболее конструктивным решением проблемы является воспитание духовно-нравственных качеств личности через реализацию муниципальной целевой программы развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны».Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация личности, реализуется большинство принципов воспитания, ориентированных на развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.

Особую роль в воспитании духовно-нравственных качеств играет экскурсионная деятельность, в процессе которой идет познание окружающего мира, расширение кругозора и культурного уровня школьников, воспитание нравственных качеств у детей.

С учащимися класса проведены экскурсии:

·        учебно – тематическая  экскурсия «Мой город – Мое село»

 (Валуйский историко-художественный музей, Памятник природы – Вериговский освященный источник (Ротонда), Пещерный комплекс Игнатия Богоносца);

·        учебно-тематические экскурсии «Мой край родной – святое Белогорье»;

·        Мой Белый город;

·         г. Старый Оскол (Исторический музей, ледовая арена);

·        Купинский центр народного творчества;

·        Музей – заповедник «Прохоровское поле»;

·        Свято – Троицкий Холковский подземный монастырь;

·        учебно-тематические  экскурсии «Моя Родина – Россия»;

·        экскурсия в г. Санкт-Петербург;

·        Дивногорье, Свято-Успенский Дивногорский монастырь;

·        г. Задонск, Задонский мужской монастырь (Приложение №7).

Отзывы об экскурсиях ребята и родители регулярно публикуют в школьной газете «Перемена» и районной газете «Валуйская звезда». (Приложение №8,9) От других способов познания мира экскурсию отличает то, что здесь экскурсанты соприкасаются с целым комплексом, в который входят люди, их образ жизни, среда обитания.Одно из самых важных, если не самое важное в экскурсии – это ее историчность. Дети зачастую задают вопрос: «А это настоящее?». Человеку нужны подлинники, а не копии.

Автор опыта отработал свою технологию проведения экскурсий.

Приемы экскурсионной деятельности

Иллюстративно-созерцательный. Сначала ученики получают знания в готовом виде в ходе наблюдения объектов и восприятия, связанных с ними опосредствованных данных. Например, посещение районного краеведческого музея, где дети получают готовую информацию. Но можно определить и проблемный вопрос: «Каких национальных черт, русских или украинских, больше прослеживается в культуре нашего края?».

Репродуктивный. Дети сами воспроизводят известный им по прежнему опыту материал, входящий в содержание экскурсии. Например, посещая церкви нашего района, дети показывают уже известные им части архитектурного устройства храма, определяют роль православия в данный период времени.

Частично-поисковый. Экскурсанты сами ведут поиск и выделяют в содержании отдельные признаки, связи и отношения между ними, не образующие целостной системы решения проблемы.

Исследовательский.Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, осуществлению краеведческих изысканий. Примером могут служить исследования по вопросу истории своей семьи, нашего села.

В работе с учащимися большая роль отводится работе по формированию детского коллектива. Для решения этой проблемы проведены следующие мероприятия: коллективное творческое дело с элементами игры «Наши общие дела», «Выбираем актив класса», «День добрых сюрпризов», «Мы за чаем не скучаем», конкурсная программа «Это вы можете»; классные часы: «Делать добро спешите», «Что такое мое Я? Знаю ли я себя?», «Люди существуют друг для друга» и.т.д. Результат есть, ребята стали дружнее, у них постепенно развивается чувство коллектива, радуются победам своих товарищей, огорчаются, если у кого-то неудачи, стараются прийти на помощь. 

При создании коллектива класса большое внимание уделяется формированию навыков бесконфликтного общения на разных уровнях. Это беседы «Общение – это искусство», «А ты хотел быть рыцарем», «Проявляй милосердие», игра «Все мы чем-то похожи», «Волшебный стул» методика Н.Е. Щурковой, игра «Вот я какой», конкурсная программа «Рыцари живут среди нас» и.т.д.  Результат есть, ребята стали более внимательны друг к другу и старшим.

2.Работа с родителями.

Работа с родителями ведется по нескольким направлениям.

Работа родительского комитета.

Родительский комитет класса стал первым помощником классного руководителя, совместное планирование деятельности коллектива класса привело к тому, что классные дела интересны для всех детей. Родительский комитет является организатором и участником экскурсий, поездок, походов выходного дня, праздничных классных огоньков. Тесный контакт с родителями помогает в решении нравственных проблем.

Родительский всеобуч.

Родительский всеобуч осуществляется через родительские собрания, посвященные духовно-нравственному воспитанию учащихся, обмен опытом семейного воспитания, дискуссии. Тематика их такова: «Нравственное воспитание детей», «Воспитание у подростков высоких нравственных качеств», «Личный пример родителей», «Роль детского коллектива в нравственном воспитании детей», «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»; круглый стол: «Первые проблемы подросткового возраста», «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения»; семейный капустник: «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами»; обучающий семинар: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Как развивать чувство ответственности у детей».Консультация психолога, социального педагога, вечера вопросов и ответов; встречи с администрацией школы, учителями; анкетирование; посещение семей; индивидуальные беседы.

Цель этих дел – предоставить родителям теоретическую и практическую информацию для более глубокого понимания ими внутреннего мира своего ребенка, установления близких доверительных отношений и при необходимости оказания им помощи и поддержки. В основе взаимодействия родителей и классного руководителя лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Традиции как бы организуют преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Реализация мероприятий Программы развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны» позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристических походов и прогулок.  Поэтому, в целях привлечения учащихся в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории, природы, родители не только помогают в организации похода или экскурсии, но и сами становятся активными участниками (Приложение №7). Многие  взрослые члены семей впервые открыли для себя полезность экскурсий именно благодаря тесному сотрудничеству с ЦДЮТур, об этом родители также рассказывают в статьях на страницах газет (Приложение №9).

Нужно отметить, что характер взаимодействия с каждой отдельной семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, по-разному видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с детьми и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребёнка.

Направления деятельности с семьей представлены в таблице 1.

Содержание, методическое сопровождение педагогического альянса

Таблица 1

Субъекты

содержание

методы

Формы и средства

Семья

Программа развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны»

Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени»

метод

бесед

Совместные тематические экскурсии и походы

ЦДЮТур

метод примера

Кл. рук.

Метод упражнения

Исследовательские работы

дети

Методы контроля и самоконтроля

Таким образом, решаются задачи приобщения детей и родителей к  непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность, формирование активной педагогической позиции родителей.

 3. Совместная исследовательская и проектная деятельность становится неотъемлемой частью сотрудничества, сотворчества и содружества детей и взрослых. В результате совместной исследовательской и проектной деятельности восполняется дефицит общения детей и родителей, у ребят формируется значимое отношение к понятию «семья».

В проекте «Этот удивительный мир моды» дети совместно с родителями составляли костюмы из нетрадиционных материалов, программу представления этих костюмов. В проекте «За здоровый образ жизни» совместно с родителями учащиеся рисовали газету, готовили сценарий агитбригады, в коллективном творческом деле «Где бывали, что видали» родители помогли ребятам сделать интересную презентацию.

Первой совместной исследовательской работой была «Ордена и медали в моём доме». Работа Кавериной Анастасии «Награды моего папы» отмечена как лучшая в конкурсе школьных исследовательских работ, а работа Аридова Дмитрия была отмечена ЦДЮТур одной из лучших в районе. (Приложение № 5). Изучение истории своего рода, своей семьи помогает сформировать историческое сознание через осмысление наиболее важных сторон исторического процесса на примере рода, семьи; осознание своего места в этом процессе. Сейчас ведется исследовательская работа «История нашего села в названиях  улиц». В результате совместной деятельности собран материал и издан сборник «Шелаевские мотивы», который в дальнейшем был опубликован. (Приложение №6) Научным консультантом в этом выступил классный руководитель.

Постепенно участие в подготовке исследовательских работ, организации экскурсий стали принимать почти все члены семьи. Ведь здесь важна совместность действий, как каждого члена семьи, так и действий всего коллектива. Это выражается в том, что каждый делает какой-то вклад в организацию мероприятия.

 

Раздел III Результативность опыта

Работа классного руководителя по духовно-нравственному становлению личности ребёнка в условиях формирования единого воспитательного пространства результативна.

Результативность данного педагогического опыта осуществлялась по следующим критериям:

1.     Уровень развития личности

2.     Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности

3.     Уровень сформированности отношения к ценностям у детей

4.     Уровень удовлетворения учащихся школьной жизнью

5.     Участие родителей в жизни класса

6.     Изучение сплоченности классного коллектива

7.     Уровень развития ученического самоуправления

 

Изучение уровня развития личности учащихся класса

2007-2009 гг.

(Методика определения уровня воспитанности М.И. Шиловой и Н.П. Капустина)

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2007

2008

2008

2009

2009

2007

2008

2008

2009

2009

2007

2008

2008

2009

2009

20%

22%

30%

30%

34%

35%

40%

36%

30%

Вывод: В большей степени проявляются в коллективе учащихся такие качества личности, как товарищество, трудолюбие, в меньшей степени – скромность и дисциплинированность. По всем критериям отслеживается положительная динамика уровня развития личности каждого ученика, что говорит об эффективности работы по данной программе.

 

Результаты исследования состояния духовно-нравственных качеств личности

(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А. И. Герцена)

Качества

2007-2008

2008- 2009

2009

Любовь к родине

52%

67%

78%

Готовность прийти на помощь

61%

68%

82%

Интерес к родной культуре

77%

84%

92%

Вывод: результаты показывают, что уровень духовно-нравственного развития учащихся растет, меняется в положительную сторону отношение к духовно- нравственным  ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.

Поиск


ШЕЛАЕВО © 2024
Конструктор сайтов - uCoz