Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Опыт 3 частьНаиболее
конструктивным решением проблемы
является воспитание
духовно-нравственных качеств личности через реализацию муниципальной целевой
программы развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья
к святыням Отчизны».Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все
основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация
личности, реализуется большинство принципов воспитания, ориентированных на
развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой
личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни. Особую роль в воспитании
духовно-нравственных качеств играет экскурсионная деятельность, в процессе
которой идет познание окружающего мира,
расширение кругозора и культурного уровня школьников, воспитание нравственных
качеств у детей. С учащимися класса проведены экскурсии: ·
учебно – тематическая экскурсия «Мой город – Мое село» (Валуйский
историко-художественный музей, Памятник природы – Вериговский освященный
источник (Ротонда), Пещерный комплекс Игнатия Богоносца); ·
учебно-тематические экскурсии «Мой край родной –
святое Белогорье»; ·
Мой Белый город; ·
г. Старый Оскол (Исторический музей, ледовая арена); ·
Купинский центр
народного творчества; ·
Музей – заповедник
«Прохоровское поле»; ·
Свято – Троицкий
Холковский подземный монастырь; ·
учебно-тематические
экскурсии «Моя Родина – Россия»; ·
экскурсия в г.
Санкт-Петербург; ·
Дивногорье,
Свято-Успенский Дивногорский монастырь; ·
г. Задонск,
Задонский мужской монастырь (Приложение
№7). Отзывы об
экскурсиях ребята и родители
регулярно публикуют в школьной газете «Перемена» и районной газете «Валуйская
звезда». (Приложение №8,9) От других
способов познания мира экскурсию отличает то, что здесь экскурсанты
соприкасаются с целым комплексом, в который входят люди, их образ жизни, среда
обитания.Одно из самых важных, если не
самое важное в экскурсии – это ее историчность. Дети зачастую задают вопрос: «А
это настоящее?». Человеку нужны подлинники, а не копии. Автор опыта отработал свою
технологию проведения экскурсий. Приемы экскурсионной деятельности Иллюстративно-созерцательный. Сначала ученики получают
знания в готовом виде в ходе наблюдения объектов и восприятия, связанных с ними
опосредствованных данных. Например, посещение районного краеведческого музея,
где дети получают готовую информацию. Но можно определить и проблемный вопрос:
«Каких национальных черт, русских или украинских, больше прослеживается в
культуре нашего края?». Репродуктивный. Дети сами
воспроизводят известный им по прежнему опыту материал, входящий в содержание
экскурсии. Например, посещая церкви нашего района, дети показывают уже
известные им части архитектурного устройства храма, определяют роль православия
в данный период времени. Частично-поисковый. Экскурсанты
сами ведут поиск и выделяют в содержании отдельные признаки, связи и отношения
между ними, не образующие целостной системы решения проблемы. Исследовательский.Туризм и краеведение способствуют обучению различным
методикам исследовательской деятельности, осуществлению краеведческих
изысканий. Примером могут служить исследования по вопросу истории своей семьи,
нашего села. В работе с
учащимися большая роль отводится работе по формированию детского коллектива. Для решения этой проблемы проведены следующие
мероприятия: коллективное творческое дело с элементами игры «Наши общие дела»,
«Выбираем актив класса», «День добрых сюрпризов», «Мы за чаем не скучаем»,
конкурсная программа «Это вы можете»; классные часы: «Делать добро спешите»,
«Что такое мое Я? Знаю ли я себя?», «Люди существуют друг для друга» и.т.д.
Результат есть, ребята стали дружнее, у них постепенно развивается чувство
коллектива, радуются победам своих товарищей, огорчаются, если у кого-то
неудачи, стараются прийти на помощь. При создании
коллектива класса большое внимание уделяется формированию навыков
бесконфликтного общения на разных уровнях. Это беседы «Общение – это искусство», «А ты хотел быть рыцарем»,
«Проявляй милосердие», игра «Все мы чем-то похожи», «Волшебный стул» методика Н.Е.
Щурковой, игра «Вот я какой», конкурсная программа «Рыцари живут среди нас»
и.т.д. Результат есть, ребята стали
более внимательны друг к другу и старшим. 2.Работа с родителями. Работа с родителями ведется по нескольким
направлениям. Работа
родительского комитета. Родительский
комитет класса стал первым помощником классного руководителя, совместное
планирование деятельности коллектива класса привело к тому, что классные дела
интересны для всех детей. Родительский комитет является организатором и участником
экскурсий, поездок, походов выходного дня, праздничных классных огоньков. Тесный
контакт с родителями помогает в решении нравственных проблем. Родительский всеобуч. Родительский всеобуч осуществляется через
родительские собрания, посвященные духовно-нравственному воспитанию учащихся,
обмен опытом семейного воспитания, дискуссии. Тематика их такова: «Нравственное
воспитание детей», «Воспитание у подростков высоких нравственных качеств», «Личный
пример родителей», «Роль детского коллектива в нравственном воспитании детей», «Переходный
возраст: особенности контакта с подростками»; круглый стол: «Первые проблемы
подросткового возраста», «Половые различия и половое созревание. Проблемы и
решения»; семейный капустник: «А мамины глаза всегда глядят с волнением за
нами»; обучающий семинар: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»,
«Как развивать чувство ответственности у детей».Консультация психолога,
социального педагога, вечера вопросов и ответов; встречи с администрацией
школы, учителями; анкетирование; посещение семей; индивидуальные беседы. Цель этих дел – предоставить
родителям теоретическую и практическую информацию для более глубокого понимания
ими внутреннего мира своего ребенка, установления близких доверительных
отношений и при необходимости оказания им помощи и поддержки. В основе
взаимодействия родителей и классного руководителя лежат принципы взаимного
уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу. Человечество не может сделать и шага вперед, не
оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и
близких поколений. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций,
чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Традиции как бы организуют
преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа.
Реализация мероприятий Программы развития школьного туризма «Моя Родина –
Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны» позволяет создать наиболее
благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных
традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических
экспедиций, туристических походов и прогулок.
Поэтому, в целях привлечения учащихся в деятельность по исследованию и
изучению духовного наследия края, его культуры, истории, природы, родители не
только помогают в организации похода или экскурсии, но и сами становятся
активными участниками (Приложение №7).
Многие взрослые члены семей впервые
открыли для себя полезность экскурсий именно благодаря тесному сотрудничеству с
ЦДЮТур, об этом родители также рассказывают в статьях на страницах газет (Приложение №9). Нужно отметить, что характер взаимодействия с каждой
отдельной семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к
школе, по-разному видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и
классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный
интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с
детьми и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а
ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного
воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребёнка. Направления деятельности с семьей представлены в
таблице 1. Содержание,
методическое сопровождение педагогического альянса Таблица 1
Таким образом, решаются задачи приобщения детей и
родителей к непреходящим
духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность, формирование
активной педагогической позиции родителей. 3. Совместная исследовательская и проектная
деятельность становится
неотъемлемой частью сотрудничества, сотворчества и содружества детей и
взрослых. В результате совместной
исследовательской и проектной деятельности восполняется дефицит общения детей и
родителей, у ребят формируется значимое отношение к понятию «семья». В проекте «Этот удивительный мир моды» дети совместно
с родителями составляли костюмы из нетрадиционных материалов, программу
представления этих костюмов. В проекте «За здоровый образ жизни» совместно с
родителями учащиеся рисовали газету, готовили сценарий агитбригады, в
коллективном творческом деле «Где бывали, что видали» родители помогли ребятам
сделать интересную презентацию. Первой совместной исследовательской работой была «Ордена
и медали в моём доме». Работа Кавериной Анастасии «Награды моего папы» отмечена
как лучшая в конкурсе школьных исследовательских работ, а работа Аридова
Дмитрия была отмечена ЦДЮТур одной из лучших в районе. (Приложение № 5). Изучение истории своего рода, своей семьи
помогает сформировать историческое сознание через осмысление наиболее важных
сторон исторического процесса на примере рода, семьи; осознание своего места в
этом процессе. Сейчас ведется исследовательская работа «История нашего села в названиях
улиц». В результате совместной деятельности собран материал и издан
сборник «Шелаевские мотивы», который в дальнейшем был опубликован. (Приложение №6) Научным консультантом в
этом выступил классный руководитель. Постепенно участие в подготовке исследовательских
работ, организации экскурсий стали принимать почти все члены семьи. Ведь здесь
важна совместность действий, как каждого члена семьи, так и действий всего
коллектива. Это выражается в том, что каждый делает какой-то вклад в
организацию мероприятия. Раздел III Результативность
опыта Работа классного руководителя по духовно-нравственному
становлению личности ребёнка в условиях формирования единого воспитательного
пространства результативна. Результативность
данного педагогического опыта осуществлялась по следующим критериям: 1.
Уровень развития
личности 2.
Диагностика состояния
духовно-нравственных качеств личности 3.
Уровень
сформированности отношения к ценностям у детей 4.
Уровень
удовлетворения учащихся школьной жизнью 5.
Участие родителей
в жизни класса 6.
Изучение
сплоченности классного коллектива 7.
Уровень развития
ученического самоуправления Изучение уровня развития личности учащихся
класса 2007-2009 гг. (Методика определения уровня воспитанности М.И.
Шиловой и Н.П. Капустина)
Вывод: В большей степени проявляются в коллективе учащихся такие качества
личности, как товарищество, трудолюбие, в меньшей степени – скромность и
дисциплинированность. По всем критериям отслеживается положительная динамика уровня
развития личности каждого ученика, что говорит об эффективности работы по
данной программе. Результаты исследования состояния
духовно-нравственных качеств личности (Методика «Ситуация выбора» и
«Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А. И. Герцена)
Вывод:
результаты показывают, что уровень духовно-нравственного развития учащихся
растет, меняется в положительную сторону отношение к духовно- нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти
на помощь, интерес к родной культуре. |
Поиск
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||