Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Опыт 1 часть Содержание: Информация
об опыте……………….3 Технология
опыта…………………….8 Результативность
опыта ……………..14 Библиографический
список …………18 Приложение к опыту ……………….19 Раздел I Информация об опыте Тема:
«Духовно-нравственное становление
личности ребёнка в условиях формирования единого воспитательного пространства» Условия возникновения и становления
опыта. Опыт сформировался в условиях
сельской школы, в МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа», которая
имеет богатую, почти столетнюю историю, педагогические традиции, передаваемые
из поколения в поколение. Школа всегда занимала лидирующие позиции в
инновационной деятельности, выполняя социальный заказ, способствуя развитию
сельского социума. В конце XX – начале XXI столетия школой был разработан проект создания Центра
образования и культуры села Шелаево. При поддержке губернатора Белгородской
области Савченко Е.С. школа была
определена как экспериментальная площадка по реализации программы: «Отработка
модели социокультурного комплекса на селе». Постановлением Главы администрации города Валуйки и
Валуйского района Белгородской области №960 от 8 сентября 1997года был открыт
Шелаевский сельский опытно – экспериментальный центр образования и культуры во
главе с Шелаевской школой. Его основной целью было создание условий для
реализации комплексного подхода в обучении, воспитании и формировании общей
культуры подрастающего поколения и взрослого населения, отработка различных
систем общественного развития, интеграция урочной и внеурочной деятельности
школьного коллектива, более полное использование возможностей учреждений
культуры и образования в вопросах преемственности поколений. Классный коллектив сформировался в данном составе в
2007 году. В нашем классе 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек). Класс сборный,
дети пришли из трех школ: «МОУ Шелаевская СОШ», МОУ Колыхалинская НОШ», МОУ
«Ураевская ООШ». Неоднородный состав родителей. Среди родителей: рабочие - 42
%; служащие и интеллигенция - 47%; не работают совсем - 11 %, неполных семей- 11%; полных -89 %; малообеспеченных -
16 %,. В классе нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН. С переходом в среднюю
школу появились проблемы: - отсутствие классного коллектива; - отсутствие в классном коллективе традиций, норм; - негативное отношение к единым требованиям, низкая
социальная активность детей; - искаженные представления о нравственных ценностях. Совместно с психологом проведено диагностическое исследование,
выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности класса.
В первую очередь к ним следует отнести: - недостаточно высокий уровень сформированности
гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности личности
учащихся, только 52% учащихся утвердительно ответили на вопрос: являются ли они
патриотами своей Родины; 61% заявили о своей готовности прийти на помощь другим
людям; 77% детей интересует историческое наследие нашей страны; - недостаточная готовность личности к активному участию
в общественной жизни школьного сообщества: 48% детей проявляют активность в
общественной жизни; - организация самоуправления учащихся и система
подготовки детей к организаторской деятельности требует системных изменений:
дети не могут самостоятельно решать вопросы внутриклассной жизни. - уровень культуры общения отдельных школьников со
сверстниками, педагогами и родителями низкий, а традиционные отношения
послушания, почитания, уважения старших развиты слабо. Анкетирование, проведенное среди родителей подтвердило,
что лишь -55% учащихся готовы прийти на помощь людям, являются патриотами своей
Родины -52%; интересуются культурой
родного края -70%; 33% - без напоминания выполняют свои домашние обязанности. Традиционные формы воспитания в этих условиях не
позволяет обеспечить эффективности воспитательного процесса. Так возникла идея создания воспитательной системы,
которая объединит усилия классного руководителя, учителей-предметников,
педагогов дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского и юношеского
туризма», родителей на решение поставленной задачи. По мнению автора опыта
наиболее конструктивным решением проблемы является реализация целевой программы
развития школьного туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к
святыням Отчизны». Актуальность опыта Сегодня в современном образовании одна из самых
больших проблем является проблема духовно-нравственного воспитания. Ныне
духовные ценности вытесняются материальными. Искажены понятия доброты,
милосердия, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма.
Особенно пагубно это сказывается на неокрепших душах наших детей. Высокий
уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Средства массовой информации активно пропагандируют мысль:
«Удовлетворяй все свои желания и прихоти, пусть даже самые низменные! Это
делает тебя по настоящему свободным!». Продолжается разрушение института семьи:
через упорно навязываемое «половое просвещение» (которое на деле является ничем
иным как «половым развращением»), у детей формируются искаженные представления
о семье, супружеских отношениях, утрачиваются чувства любви и уважения к
родителям. Постепенно теряется опыт коллективной деятельности. Вместо
соборности (сознания духовной общности), которой всегда отличался русский
народ, навязываются индивидуализм, вражда, неприязнь по отношению друг к другу,
безнравственность, потребительское отношение к жизни. Анализ состояния уровня духовно-нравственного
воспитания 5 б класса позволил сделать вывод о недостаточной сформированности
нравственных ориентиров у детей: - нарушаются этические нормы в школе, в общественных
местах; - не могут дать оценку своим поступкам; - смеются над неудачами товарищей в учебе и деятельности; - не умеют слушать и слышать другого человека; - не могут раскрыть содержание духовно-нравственных
понятий. По результатам опроса учащихся, позволяющего выявить
осознание и понимание детьми таких понятий как «доброта», «честность», «милосердие»,
«порядочность», «совесть», «отзывчивость», «патриотизм», выяснилось, что только
25,1% учащихся смогли раскрыть содержание духовно-нравственных понятий, 41,9%
учащиеся не всегда верно определяли суть нравственного понятия и 32, 9% не
смогли правильно выразить, что означает то или иное духовно-нравственное
понятие.
Следовательно, в повседневной жизни нашим воспитанникам
необходимо не только давать знания о тех или иных нравственных ценностях, но и
прививать им необходимые нравственные качества. В процессе
аналитической деятельности выявлены противоречия: - между необходимостью работы по духовно-нравственному воспитанию
и неэффективностью тех методов и форм, использованных в работе с детьми данного
класса; -
между необходимостью создания условий для развития творческого
потенциала учеников и потребностью во взаимодействии с социальными партнёрами
для достижения совместной цели, а также необходимостью включения классного
коллектива в активную краеведческую деятельность. |
Поиск
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||