Тема: Подвиг любви бескорыстной
в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…
Цели:
· обучающая
– раскрыть основные
некрасовские представления о духовном подвиге
жён декабристов во имя любви;
· показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы
Н.А.Некрасова;
· выработать умение работать с
публицистической литературой;
· развивающая
– развитие логических
мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение
главного, обогащение речи.
· воспитывающая
– способствовать
воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в
искусстве, давать ему правильную оценку.
Оборудование и
материалы:
Интерактивная
доска, портрет Н.А.Некрасова, иллюстрационный материал, учебник литературы Г.
Меркина для 7 класса, кинофрагменты
фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Внимание на экран».
Приложение 1.
Демонстрируется
кинофрагмент «Начало».
2.Вступительное слово учителя.
Ребята!
Сегодня у нас необычное начало урока и сам урок тоже необычен. Это урок памяти
о людях, совершивших подвиг любви бескорыстной. Вглядитесь в прекрасные,
мужественные лица и запомните имена людей,
память о подвиге которых хранят благодарные потомки почти два тысячелетия.
Приложение 2.
Демонстрируется
презентация «Декабристы».
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Подвиг
любви бескорыстной». Мы только что изучили поэму Н.А.Некрасова «Русские
женщины». Это необычная поэма и посвящена она необычным людям.
-Кому
посвящена поэма?
Эпиграф
нашего урока «Пока смерть не разлучит нас…» Я думаю, что позднее вы объясните,
почему выбран именно этот эпиграф.
3.Стадия вызова интереса:
Учитель
читает отрывок из поэмы французского поэта Альфреда де Виньи «Ванда»:
Неправда, что всегда в работе и в сраженье,
Льет пот и кровь рекой один простой народ.
Что стойкость, мужество и самоотверженье
Несвойственны тому, кто в роскоши живет.
Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,
Тем большим подвигом должно это считаться.
Святая жертвенность, ты - духа высший взлет!
Приложение3.
Демонстрируется презентация «Восстание».
Учитель на фоне презентации:
Декабристы... Почти все они были очень молоды.
Однако, охваченные
патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825
года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола
самодержавия. По приказу Николая I восстание было подавлено.
Более 600 человек
арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами
происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были
повешены пятеро осужденных декабристов:
Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский
и Михаил Бестужев-Рюмин.
Более ста декабристов были сосланы на вечное
поселение в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за
мужем. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны
владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими
имениями. Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время
войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в
Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в
Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым,
спокойным характером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и
уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому
после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении
разделить участь мужа.
Вслед за Трубецкой
выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая
в богатстве и роскоши, блиставшая на балах.
Отец Марии Николаевны -
отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От
нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь.
Волконская нашла мужа в
Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со
своей подругой, княгиней
Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке.
Два
подвига и жизнь, и слёзы, и любовь… Подвиг гражданский – подвиг декабристов и
подвиг любви бескорыстной – подвиг их жён.
Цель нашего урока – выяснить некрасовское восприятие этого
подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.
4. Стадия осмысления. Работа над текстом
поэмы.
1) Беседа
-Что движет женщинами, которые отправились за своими мужьями в добровольную ссылку?
-В чём
видят женщины свой долг?
-Объясните,
почему выбраны эпиграфом к уроку слова
«Пока смерть не разлучит нас…»?
-Какие
трудности и препятствия подстерегают женщин? Подтвердите свои ответы текстом.
Ученики находят строки из поэмы,
подтверждающие их ответы.
-Что ещё движет жёнами декабристов кроме чувства долга?
(Любовь, вера, надежда).
Две
женщины стали героинями поэмы. Но в Сибирь отправились и другие.
2) Результаты исследовательской работы
учеников.
Учитель: На дом вам было дано задание провести
своеобразную исследовательскую работу. Вы должны были найти материал о жёнах
декабристов, которые тоже последовали в Сибирь за своими мужьями.
Ученики
выступают с докладами, подготовленными по результатам самостоятельной
исследовательской работы. Ими собран
материал о Полине Гебль, Прасковье Анненковой, Александре Давыдовой, Александре
Муравьёвой, Анне Розен и других жёнах декабристов.
Во время выступлений ученики читают
наизусть отрывки из поэмы «Русские женщины», стихи, посвящённые декабристам.
3) Связь
с ранее изученным материалом.
-
Строки какого произведения Некрасова
можно отнести и к жёнам декабристов?
«Коня на скаку остановит, в горящую избу
войдёт» и «красавица миру на диво» («Мороз,
Красный нос»).
- Какое
произведение о любви мы уже изучили с вами в этом году?
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских).
Учитель:
Совершить
подвиг гражданский, подвиг на войне – это достойное дело. Но такой подвиг
подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви
всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство.
Вывод:
Подвиг
гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг
духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие
двух подвигов. А движущей силой является
любовь. В первом случае – любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.
На доске своеобразная схема, составленная
из слов:
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОСТОИНСТВО СОСТРАДАНИЕ
ЧЕСТЬ
ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТИЕ
ДОЛГ
ВЕРНОСТЬ
6.Заключение:
Учитель:
-В
каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге
жён декабристов?
-
Какие средства художественной выразительности использует Некрасов для создания
поэтических образов?
(Ученики
находят метафоры, эпитеты, сравнения).
-В
каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге
жён декабристов?
Пленительные образы
Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов.
-Вы согласны с точкой зрения автора поэмы?
Вывод:
Человек
живет до тех пор, пока о нём помнят. Помним и мы о декабристах и их жёнах.
Практически в каждом городе нашей страны есть улица Декабристов.
Учитель:
Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена
всех одиннадцати жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями.
Приложение5.
Демонстрируется презентация «Жёны».
7.Домашнее
задание.
Написать сочинение на тему «Высок и свят их подвиг
незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?
|