Тема урока: Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи Цель урока: Закрепить знания и умения по теме «Деепричастие и деепричастный оборот». Формировать представления о роли деепричастий в художественных и публицистических текстах умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами и употреблять их в речи. Воспитывать чувство любви к «малой» родине, интерес к народной речи; толерантное отношение к другим языкам, людям другой национальности.
Планируемые результаты: Предметные – имеют представление о деепричастии и деепричастном обороте, находят деепричастия и деепричастные обороты в тексте, знают и применяют правильную постановку знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, правильно строят предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами и употребляют их в речи. Метапредметные: Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества. Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием. Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Ход урока I. Орг. момент - Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! Сегодня на уроке у вас произойдет необычная встреча. Урок у вас проведу я, учитель Шелаевской школы. А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание. Актуализация опорных знаний
Слайд №1 Перед вами предложения:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, (блестя на солнце), снег лежит… (Скользя по утреннему снегу),
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня… Кто автор этих строк? Из какого они произведения? Слайд №2 Вспомните какие слова пропущены в каждом предложении? Слайд №3,4 Что объединяет эти слова?
(Это особая форма глагола - деепричастие) Знакомы ли мы уже с этой темой? (да) Что мы называем деепричастием? Что такое деепричастный оборот? Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте? Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.
(Ученики: ТЕМА Деепричастие и деепричастный оборот) С деепричастиями строки стали лучше? Красивее? Писатели и поэты очень часто употребляют эту часть речи. (запись темы урока) Слайд 5 Тема : Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы. Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
Слайд 6 ЦЕЛЬ: закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах; повторить правило постановки ____________________________________ . формировать умение правильно употреблять _____________ в речи.
Слайд 7 Ответ закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах; повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах. формировать умение правильно употреблять деепричастие в речи
III. Работа по теме урока 1. Слово учителя Наша задача сегодня – понять, определить, какую роль в нашей речи выполняет деепричастие. Слайд №8 Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного писателя А.П. Югова, который сказал о деепричастии следующее: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В ней струиться самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного». - О каких признаках деепричастия говорит писатель? (обозначает добавочное действие). Да, деепричастие обозначает добавочное действие, однако, как справедливо указывает писатель, это добавочное действие может быть гораздо важнее основного. - И чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском 2. Чтение уч-ся текста (упр. 404) - Прав ли писатель, утверждая, что использование деепричастий делает речь более живописной, красочной, что деепричастие дорисовывает движение? (Деепричастия делают речь более живописной, позволяют ярко и образно охарактеризовать основное действие, они часто используются в пословицах и поговорках). «Дорисовывает движение» - значит, дает более подробное описание, делает образ видимым. Деепричастие – это не только яркая и выразительная форма глагола, это еще и очень сложная форма глагола. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами требуют особого внимания со стороны говорящего и пишущего. Правила их построения часто нарушаются в современной речи. Нарушения этого правила приводят к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: Слайд №9 Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Выходит, что к станции подъезжала шляпа. Чтобы не допускать в речи подобных ошибок, давайте понаблюдаем, как правильно следует строить предложения с деепричастиями. Исследование синтаксиса предложений с деепричастным оборотом
Слайд 10 Вы сумеете найти ошибки: Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела колоша. На катке всегда весело, хотя покатавшись, болят ноги. (Ноги катались?) ВЫВОД: Деепричастие и глагол относятся к подлежащему - это правило! Нарушение ведет к речевым ошибкам. Редактирование предложений
Упражнение 408 (1-предложение вместе) Закрыв книгу, мы надолго запомним её героев.
1 вариант – 2,3 2 вариант -3,4 ( Проверка) 1 - вариант Я забеспокоился, получив письмо из деревни. Когда мы возвращались домой, пошел дождь. 2 - вариант Когда я пришел в магазин, он оказался закрыт. Подплывая к берегу, я уронил в реку зонт. Тестирование из материалов ЕГЭ
Ребята, самое главное о деепричастии вы повторили, а сейчас проверим, готовы ли вы сдать обязательный экзамен по русскому языку на эту тему? Одиннадцатиклассники часто ошибаются, посмотрим, справитесь ли вы? У вас в рабочем листе задания, вам нужно обвести кружочком номер правильного ответа. -Выберите грамматически правильно построенное предложение. Прочитав этот рассказ,… а)…меня, как живые, окружали его герои; б)…я много думал о событиях, описанных в нём; в)…мне стало грустно; г)…он мне понравился. -Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка: а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой. б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась. в) Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце. г) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся. (Взаимопроверка) Слайд 11 Физкультминутка Деепричастие По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем поработать нужно. Анализ текста
Слайд 12 1. Работа с текстом Два села, две старинных слободы. Ныне воронежская Новобелая и Луганская Новобилая смотрят друг на друга через луг, словно любуясь. В конце июня между сенокосом и жатвой жители этих сёл как родные встречаются на берегу речки Белой, слушая пение птиц и журчание воды. Звучит украинская мова и русская речь. Шумит-гудит ярмарка, воскрешая в памяти гоголевские книги. И хотя радость встречи омрачается мыслью о «меже» – погранично-таможенной заставе, можно ли размежевать, разделить сердце, которое внимает чистым звукам славянских народных песен, что текут подобно чистым ручьям, впадая в реку мировой культуры. В начале двадцать первого века, в смутное и суетное время новых шлагбаумов и кордонов, спешно пытающихся размежевать, разделить душу народа, так необходимо в каждом из нас чувство славянского единства и братства, объединявшее русских и украинцев много столетий. Анализ текста 1. О чем этот текст? О том, что русские и украинские народы близки, это ощущается и в языке, в обычаях и традициях. 2. О чем хотел сказать автор? О том, что нельзя разделить два народа, имеющие родственные связи, одни корни. К какому типу относится текст? (рассуждение с элементами описания). Где мы можем встретить такой текст?
Слайд 13 Давайте сравним русское и украинское название сел (Новобелая и Новобилая). От какого слова образовались эти названия (от слова белый – название реки, на берегу которой стоят эти села). Произношением каких звуков отличаются эти названия? (звук э и и). Да, действительно, очень часто там, где в русском языке произносится звук э в украинском звучит и, например, русское конь – украинское кинь, русское соль – украинское силь. Я думаю, что вам приходилось слышать украинские слова в речи жителей нашего района, так как наша область граничит с Украиной, и здесь с давних времен проживает много выходцев из Украины. Попробуйте привести примеры таких слов, которые звучат в украинском - с и
Слайд 14 (хлеб – хлиб, печь – пичь, неделя – нидиля, лето - лито и т.п.). От кого вы слышали такие слова? (от дедушек и бабушек, родственников, знакомых, которые живут в деревне). А как называется речь сельских жителей, которая отличается от литературной (диалект, диалектная речь). Одна из самых ярких особенностей диалектной речи нашей области состоит в том, что в ней используется много украинских слов Слайд 15 (гарбуз, цыбуля, хлопец и др.). Скажите, вам понятны такие слова? А как вы думаете, почему мы без особого труда понимает украинские слова, да и вообще украинский язык? (потому, что это родственные языки, которые произошли из одного древнерусского языка, и, следовательно, народы (украинцы и русские) – родственные народы. Как вы думаете, правильно ли поступают современные политики, руководители государств, которые пытаются поставить кордоны и разделить русских и украинцев?
Слайд 16 Давайте сравним русское слово речь и украинское слово мова, которые имеют одно и тоже значение. Русское слова речь было образовано от древнерусского глагола ректи, то есть говорить. А теперь попробуйте догадаться и определить, от какого слова было образовано украинское слов мова.Дело в том, что в русском языке есть слово того же корня, что и слово мова. (это устаревший глагол молвить). Подчеркните деепричастия в тексте. Давайте уберем деепричастия и посмотрим, как изменился текст.
Какой вариант текста более выразительный, интересный, яркий (конечно, с деепричастиями) . 6. Творческая работа Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем. ______________(стараться) проникнуть в её тайны поэт обращает…ся к жизни человека _______________ (находить) об…яснения чудесным природным явлениям. Мы видим прозрачный лес ч…рнеющий вдали. ______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу и покой. Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ___________ (вселять) бодрость и веселье. Стихия разбушевавшаяся в пр...роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её. Природа для поэта – пример истинной красоты мира. Задание: 1..Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия. 2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения. 3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях, выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения. 4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы. 7. Рефлексия Слайд 17 - Скажите, что повторили на уроке? Мы повторяли ________________ . Мы вспомнили, как _____________ на письме деепричастия, деепричастные и причастные обороты. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами делают текст _______________.
-Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Все молодцы, но оценки получают за работу на уроке….. -Как оцениваете свою деятельность на уроке? Работа с сигнальными карточками. Зеленая. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая. Урок был интересен. Я принимал в нем участие . Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. Спасибо, мне с вами было интересно.
|