максимально привлечь различные позитивные общественные
силы к воспитанию подрастающего поколения, повысит их роль и ответственность в
этом деле, выведет воспитание за рамки школы. Во имя спасения душ подрастающего
поколения мы обращаемся сегодня к христианской вере, к изучению основ
Православия, ибо вылечить общество способна только сознательная, эмоционально
прочувствованная вера ума и сердца. Именно вера, ее нравственные ценности и
основанное на них воспитание призваны стать основой духовной жизни нашего
общества.
Практическая значимость опыта заключается в то, что
разработана воспитательная система класса (Приложение
№1), которая объединила усилия класса, семьи, внешкольных учреждений в
воспитании духовно-нравственных качеств личности, а также Программа
духовно-нравственного воспитания «Ступени» (Приложение
№2).
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей
педагогической идеей опыта является создание системы духовно-нравственного
воспитания. Воспитательная система позволяет интегрировать усилия субъектов
воспитательного процесса, сделать наиболее эффективными; создать в классном
коллективе и за его пределами развивающую среду, нравственно-благоприятную и
эмоционально насыщенную. Только создав систему, можно получить желаемый
результат.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2007 года и
продолжается в настоящее время.
I этап -.организационный - сентябрь 2007г. - ноябрь 2007г. Выявление проблем,
выбор методов и средств их решения, подбор диагностического материала,
выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей.
II этап -
основной (формирующий) –
декабрь2007г. – декабрь
III этап
–обобщающий (контрольный) – январь
–май 2010год. Проведение анализа и обобщение итогов, достигнутых на I ступени
обучения.
Диагностика на промежуточном этапе доказала успешность
выбранного направления для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Технология моделирования и построения воспитательной
системы класса, представленная в опыте работы, может быть использована
классными руководителями 5 – 11 классов с учетом особенностей образовательного
учреждения, класса, возраста учащихся.Работа по духовно-нравственному
воспитанию охватывает учебную и воспитательную работу.
Теоретическая база опыта
Методическую основу исследования и построения воспитательной системы
духовно-нравственного становления личности составляют:
- научные положения о сущности, становления и
развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, В. А. Караковский,
Л. И. Новикова и др.)
- культурологический подход к целостному
образовательному процессу Н.Е. Щуркова, Е.А. Бондаревская)
- теория системного подхода (Л.С. Выготский, В. П. Караковский)
- гуманистический подход, разработанный в
научных исследованиях К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, В.А. Сухомлинскогоэ
- педагогические технологии Н.Е. Щурковой.
Особый
интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с
возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования
(Л.В.Бурмистрова, прот.А.Владимирова, о.А.Гармаева, В.К.Журавлева, С.Ф.Иванова,
прот.Г.Каледа, прот.В.Кречетова, В.Н.Крупина, о.А.Кураева, А.Е.Лихачева,
В.Л.Махнач, И.В.Метлик, прот.В.Мокренко, прот.Б.Пивоварова, прот.В.Резникова,
прот.А.Салтыкова, А.О.Сергеева, Т.В.Скляроваа, В.И.Слободчикова, прот.Д.Смирнова,
А.Н.Стрижова, Л.В.Сурова, о.А.Сысоева, В.Ю.Троицкого, иг.И.Экономцева,
Р.Янушкявичюс, О.Янушкявичене, о.К.Ященко).
«Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой
культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры», - отмечает
Н.Е. Щуркова. Главная задача педагога - передать детям за короткий период их
детства и юности духовные и материальные ценности, созданные за всю историю
человечества.
Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у
человека проявлений духовности, а точнее светлой стороны, ориентированной на
доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что
соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни
человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Великий
русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище,
ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие
страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.
Воспитание должно быть культуросообразным, тогда можно сформировать гражданина
своей страны, нравственную личность.
Система
духовно-нравственного воспитания существует для того, чтобы история России
продолжалась в будущем исходя из ее собственных традиций, в ощущении
неразрывной связи человеческих судеб со всей ее тысячелетней жизнью.
В принятой «Национальной доктрине образования в РФ»
подчеркивается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании
должно стать органичной составляющей педагогической деятельности,
интегрированной на процесс обучения и развития. Согласно Национальной доктрине,
система образования на современном этапе призвана обеспечить историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры, воспитывать патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью.
Идет апробация стандарта общего образования второго
поколения, в нем отмечено, что воспитание и социализация должны быть
интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную,
внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют
уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося
необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи:
семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские
религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и
спорта, СМИ.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что разработана система
духовно-нравственного воспитания для классного коллектива с учетом возрастных
особенностей и особенностей класса в рамках социо-культурного комплекса.
Раздел II. Технология опыта
Цель
опыта: повышение эффективности воспитательного процесса через создание
системы духовно-нравственного становления личности в рамках социо-культурного
комплекса..
Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:
- разработка и реализация комплекса
организационно-методического, информационно - просветительского обеспечения
системы духовно-нравственного воспитания в классе;
- осуществление комплекса мер по просвещению родителей в
вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей; (Приложение №4)
- приобщение детей и их семей к вечным
духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- создание условий для развития нравственных качеств
личности, формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру
и себе;
- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру,
анализу собственных поступков;
- отработать систему проявления нравственных качеств
личности учащимися класса и целенаправленного отслеживания формирования этих
качеств в течение всего времени обучения.
Технология реализации опыта опирается на следующие принципы:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса позволяет определить цели воспитания;
- принцип сотрудничества позволяет определить функции каждого партнера,
осмыслить и создать необходимые условия для воспитания и развития личности;
требует последовательного соотнесения единых требований к ребенку во всех
сферах сотрудничества;
- принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших
примерах народной культуры;
- принцип сопереживания предполагает взаимное выражение расположенности друг
к другу, проявление доброжелательности и знаков уважения;
- принцип добровольности предполагает включение детей и их родителей в
ситуацию свободы выбора, который всегда связан с сознанием определенной меры
ответственности.
Опыт показал, что ни одна программа не приносит
желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной
деятельности. Для успешного решения задач воспитательной системы класса была
разработана программа духовно-нравственного воспитания «Ступени», в основу
которой была положена муниципальная целевая программа развития школьного
туризма «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья к святыням Отчизны» (Приложение
№ 2), которая состоит из трех этапов:
- I этап – 5-7 класс 2007 -2010 гг. Этап усвоения
важнейших норм и ценностей духовно-нравственного воспитания. (Приложение
№3)
- II этап – 8-9 классы 2010-2012 гг. Этап применения норм
и ценностей духовно-нравственного воспитания;
- III этап – 10 -11 классы
2012- 2014 гг. Этап осознанного использования в повседневной жизни норм
и ценностей духовно-нравственных ценностей.
Содержание деятельности по реализации программы
представляет собой движение по трем направлениям: работа с детьми; работа с
родителями и совместная творческая деятельность класса, родителей и ЦДЮТур; совместная исследовательская и
проектная деятельность.
1.Работа с детьми.
Работа с учащимися начинается с диагностики уровня
сформированности духовно-нравственных качеств. Было выявлено, что учащиеся не могут дать оценку
своим поступкам, радуются неудачам своих товарищей в учебе, плохо слушают и
слышат учителя. Только 25,1 % смогли раскрыть содержание духовно-нравственных
понятий таких как «доброта», «честность», «милосердие», «совесть», «отзывчивость»,
«патриотизм»; 41,9% учащихся не всегда верно определяли суть
духовно-нравственного понятия и 32,9% не смогли правильно выразить, что
означает то или иное духовно-нравственное понятие.