Суббота, 27.04.2024, 07:14
Приветствую Вас Гость | RSS

        Сайт учителя русского языка и литературы
   
Шелаевской средней общеобразовательной школы
  Валуйского района Белгородской области с.Шелаево

       АРКАТОВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Свадебный обряд села Шелаево - работа Аридова Р.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелаевская средняя общеобразовательная школа»

309974 Белгородская область, Валуйский район,

с. Шелаево, ул. Школьная, 1 т. 8(47236) 9-33-91

Муниципальный конкурс

творческих работ

«История

свадебного обряда моего края»




Выполнил: Аридов Роман Александрович,

ученика 9б класса, 03. 05.1997 года рождения


Руководитель: Аркатова Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шелаевская СОШ»,

первая квалификационная категория

т. 9-32-22, 89103624640


Шелаево 2011


Там, где Ураевка впадает в широководный Оскол, примерно в 10 километрах от районного центра расположилось живописное поселение, имя которому – Шелаево.

Издавна славилась Шелаевская земля своими традициями и обрядами. Из поколения в поколение передавались они веками. И в настоящее время сторожилы помнят о том, как весело и интересно «играли» (Приложение №2) свадьбы в нашем селе. Услышал я об этом от своей бабушки Аридовой Зинаиды Афанасьевны, которая посоветовала обратиться к людям постарше, к Болдиновой Татьяне Осиповне, у нее и возраст посолидней (с 1926 года рождения), и известная песенница в нашем селе. Я решил встретиться с Татьяной Осиповной и разговор у нас получился очень интересный, потому что собеседник она удивительный.

По словам бабушки Тани, очень важно выбрать правильно время, когда «играть» свадьбу. Строго следовали жители нашего села, устоявшимся правилам.

Ведь свадьба даже сейчас «затевается» (Приложение №2) многими лишь после уборки уро­жая. В том есть свои преимущества - можно достойно справить праздничный стол, и у родителей появляется больше времени для ее подготовки. До сих пор бытует в селе выражение «поженимся, коли бокша поспея». (Приложение №2) Шелаевская свадьба условно делится на две половины. Первая, наиболее длительная, включает в себя многие организационные моменты и ряд наиболее значи­мых элементов: сватовство, девишник, выкуп сундука и вторая, длящаяся преимущественно 2-3 дня, собственно свадебная игра.

Сватовство - это неотъемлемый элемент предсвадебной игры, от ис­хода которого зависело, состоится свадьба или нет. Сватать ходили самые близкие родные жениха: отец, мать, старший брат и крестная мать и отец., непременно с пирогом. Как правило, шли под вечер, чтобы «не показаться» на глаза односельчанам, ибо в случае отказа было насмешек или подковырок не избежать. Как вспо­минают старожилы, в большинстве своем, свадьбы «затевались» (Приложение №2) лишь с со­гласия девушки. Но если случалось, что свататься приходили без ее ведома и желания, да еще и родителям жених был не по нраву, то сватам «гарбуз» (Приложение №2) (своеобразный символ отказа).

А если же сваты были желанны в доме невесты, то на их стук выхо­дили родители. Между ними завязывался диалог:

  • Не знаете ли вы, где нам домработницу найти?

  • Люди добрые посоветовали к вам обратиться.

  • Туда ли мы попали?

  • Туда! Туда! - отвечали родители невесты.

  • А дозволите ли нам, хозяева, через матицу перейтить? - не
    унимались сваты.

И лишь получив разрешение хозяев перейти через матицу, родители жениха проходили к столу, выкладывали пирог и говорили об истинной причине своего визита.

- У нас есть парень-жених, хорош да пригож. Не подберем
ли мы ему у вас пару?

На что родители невесты уклончиво отвечали, что не знают, где най­ти такую пару жениху.

Долго еще приходится сватам «балакать» (Приложение №2), но родители невесты уст­раивают испытание жениху.

Мать выводит на «погляд» (Приложение №2) подставную невесту, вовсю расхваливая ее красоту, хозяйственную хватку и предлагая ее жениху в жены.

Дважды жених «не признает» в «подставных» невестах свою. И лишь, когда мать, наконец, приводит дочь, молодых «сводили до пары» и садили за стол. Мать невесты разрезала пирог, принесенный сватами. Один кусок она солила, оборачивала в платок и отдавала свахе со словами:

- Даю тебе, сваха, хлеб-соль, христову любовь и свою дочерю
у дом.

Взяв хлеб, мать жениха отвечала:

- Беру я, сваха, хлеб-соль, христову любовь и твою дочерь у
дом.

И непременно звучала за столом песня «Не шелковая моя травушка». (Приложение №1)

Заканчивалось сватовство беседой о предстоящей свадьбе, сроках ее проведения, количество приглашенных.

Уезжали гости в добром настроении с веселыми песнями:

«А у нас ныне белый день». (Приложение №1)

После сватовства начинались приготовления к свадьбе в обоих семьях.

Накануне свадьбы, в пятницу, проходил «Девишник» и «выкуп сундука». Девишник или как его еще называли «Вечарыны» (Приложение №2) собирал подружек невесты. В этот вечер пересматривали и перекладывали приготовленное приданное и дары для родственников жениха, которыми невеста должна одарить всех новых близких родичей, включая крестную мать и отца. За работой подружки пели песни «Из-под камня…».(Приложение №1)

Следует сказать. Что девушки подружки успешно сочетали работу, песни с выпечкой блинов, которыми сами и угощались. Порой лишь под утро расходились домой. Это был их последний девичий вечер с невестой.

Суматоха была в пятницу и в доме жениха. Вечером накануне свадьбы крестные жениха, дружка, близкие родственники ехали в дом невесты за приданным. Эту шум­ную «елиту» трудно было не услышать по звукам балалайки, гармошки, час­тушек, плясовых песен: «Орешник молодой». (Приложение №1)

В доме невесты их уже ждали подружки, крестные, родители невесты. Вошедших встречали вопросом:

  • Зачем пожаловали?

  • За своим добром - важно и степенно отвечали гости

  • Что давеча у вас забыли

Хозяева пытаются «усовестить» гостей словами:

- Свое «добро» (ввиду имеется дочь) мы вам уже отдали.

Но крестные жениха стоят на своем, продолжая разговор:

  • А на чем ваше «добро» будя спать?

  • На кровати, - отвечают родители

  • Так нету кровати, - утверждают гости

  • Купите, для такого «добра» денег не пожалейте, - советуют
    родители.

Такой торг мог продолжаться долго, но проходил он по-доброму, с шуткой, присказкой. Ни одна из сторон не допускала обидных слов, замеча­ний в адрес друг друга. Но, все-таки, приданное невесты нужно было зарабо­тать, угадав, что лежит в сундуках. Лишь в этом случае «свита» жениха мог­ла грузить приданное на подводу.

В дом приходили соседи, посмотреть рукодельная ли невеста. После того, как торг состоялся, сватов сажали за стол, а затем родственники невесты: крестная мать, крестный, тетки едут в дом жениха вешать приданное. И снова вход в дом разрешен всем соседям. Они могли свободно посчитать одеяла, простыни, подушки и все остальное приданное невесты. Застолье было непременным атрибутом этого ритуала. Расходились уже за полночь.

В зависимости от материального благосостояния родителей молодых, свадьба длилась два-три дня, однако последний день не имел значительных обрядов и представлял собой, по словам старожил «опохмеление».

Свадебный пир проходил в субботу, как правило, в доме невесты, так и в доме жениха, под руководством сватов (мужчин и женщин, обязательно жена­тых, обладающих веселым характером, добрым нравом, знающих «правила» поведения в подобных действах).

Утром в дом невесты самыми первыми приходят подружки, снарядить ее к венцу, повеличать песнями, проводить «в дорогу». Они и одевали невесту. По воспоминаниям старожил наряд молодой состоял из домотканого сарафа­на, скрепленного красной бичкой, рубашки так же скромно орнаментирован­ной по предплечью, на голову одевали веночек. Невеста готова к венцу, однако до определенного момента она остается во горенке.

Родители сватов накрывают стол для сватов и ждут их приезда.

Появление свадебного поезда первыми «замечают» соседские ребя­тишки и извещают об этом всех криком:

  • Едуть! Едуть!

  • Жаних едя!

Девушки-подружки занимают места за «гостевым» столом и теперь сватам надо будет «раскошелиться», чтобы освободить эти места для себя.

Начинается обряд «выкупа», сочетающий в себе элементы диалога, шутки, байки, доброго юмора. Такой торг длиться недолго, но не было слу­чая, чтобы девушки «продешевили». В качестве выкупа дружке и сваты да­вали девкам деньги, сладости, иногда платки, не обходилось и без чарочки вина.

Немного перекусив, гости поднимались, поблагодарив хозяев, проси­ли привести невесту под песню «Как летели гусюшки». (Приложение №1)

Подружки выводили плачущую невесту из ее горенки. С иконой в ру­ках мать благословляла дочь, напутствует ее. Плача, невеста просит проще­ния у родителей и прощается с родным домом.

В подводу, на которой невеста поедет к венцу, мать кладет шубу (что­бы жизнь была мягкая да теплая)

По дороге в церковь все ехали молча. А там невесту уже ждал жених. Венчание проходило по предусмотренным христианским канонам обряда.

После обряда венчания молодые уезжали домой в одной повозке. Под впечатлением только что свершенного действа, все ехавшие гости больше молчали.

А в воротах дома, молодых уже встречали песней «Головушка забе­лела» (Приложение №1)

Перед ними расстилали обрядовый рушник или дорожку. Мать жениха встречала их хлебом - солью. Отец с иконой в руках и бла­гословенным словом.

Дорогу перед молодыми «прометают» веником (чтобы убрать прочь все дурное и недоброе из прошлой жизни) и сразу же вслед сворачивают рушник или дорожку, чтобы никто из присутствующих не успел ступить ногой. Таким образом «убирали» дорожку назад молодой в родительский дом. Свадебный пир проходил по давно устоявшимся канонам: величанием жениха, потом не­весты: «Ой, мальчик, кудрявчик».

После третьей рюмки было принято одаривать молодых. Этот обряд происходил особым образом. Если невесту одаривали со стороны жениха, она тоже преподносила свой «дар» - рубашку. И наоборот, если одаривали жениха, его мать преподносила родне невесты свои подарки (тоже преиму­щественно рубашки).

Обязательно, крестная жениха дарила молодым две луковицы (сим­вол крепости семьи).

Свадебное застолье чередовалось с веселыми песнями, частушками и плясками «в кружку» под гармошку: «Натальюшка там водицу брала, Натальюшка вот и свежую Ключевую, холодную брала».

И конечно, лирическая величальная «Утка». (Приложение №1)

Ближе к вечеру, дружки жениха вбивали в землю меж ворот заранее приготовленный деревянный кол. По поверьям старожилов села, это способствовало укреплению новой семьи, «удерживание» молодой жены в доме мужа. Моя мама, Аридова Оксана Александровна, рассказывала, что и ее на второй день свадьбы привязывали длинным рушником к деревянному колу, который вбивали между ворот, приговаривая, чтобы из дома мужа не сбежала.

Утром следующего дня начиналось со спальни молодых. Сваха, кре­стная жениха, его мать (только женщины) проверяли постелю.

После этого она уезжала в отчий дом в сопровождении своей крест­ной матери и свахи. А гости жениха «собирали» завтрак молодой и везли в дом ее отца.

Здесь жениху устраивали серьезное испытание. В разных комнатах сваха прятала по девушке, прикрыв каждую полотном до пят. Молодому предстояло в одной из них на ощупь распознать свою жену.

Много подковырок да насмешек выпадало на долю молодого супруга. И лишь когда он находил суженную, гости садились за стол завтракать. Остальная часть свадебного веселья включала в себя обряд «ряжения» с гаданиями, предсказаниями, веселыми плясками. Рядились все присутствующие, давая волю фантазии, юмору. «Цы­гане» гадали, предсказывали судьбу, «доктора» лечили, используя в качестве пилюль - спиртное, «животные» резвились на воле. До сих пор бытует в селе обряд «катание на тачке» матери жениха. Впрягаются в тачку мужчины и со смехом, шутками везут ее к ближайшему водоему купать. В холодное время года могли просто обрызгать, или облить водой. В этот день молодым отво­дилась особая роль. Они должны были угостить всех гостей пшенной кашей, лично приготовленной ими на костре, во дворе дома.

Заканчивалось веселье чествованием молодых. Свекровь выносила сорочку для невесты и своеобразный самодельный флажок красного цвета. Последний символизировал богатое приданное молодой, ее девичью честь, хозяйскую хватку.

Много можно говорить о Шелаевской свадьбе. Все, что было рассказано бабушкой Таней, открыло для меня ещё одну страницу из истории обрядовой культуры моего края 20-40 годов ХХ века. И я увидел, что не все сохранилось в этом обряде и дошло до сегодняшних дней, но отдельные элементы мы видим в наших современных свадьбах. (Приложение№3).



Приложение№1


«Не шелковая моя травушка» Не шелковая моя травушка шевелек,

О-е, ли-ли, ой ле, ли-ли шевелек

Сделалися стежки, дорожки в долине

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли, в долине

Прямая дороженька лежала

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли лежала

Бежить, бежить Натальюшка швиденка

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли, швиденка

Огланися птица близонька

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли, близонька

Постой Натальюшка ты моя

Еще, еще птица не твоя

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли, не твоя

У батюшки, у батюшки я вольна

0-е, ли-ли, ой ле, ли-ли, я вольна.



«Из-под камня»

Из под камня, камня

Из под белого, белого

Протекала вода свежая,

Ключевая, холодная.

Ой, Иван, там конечика поил

Иванович да воронова.



«А у нас ныне белый день»

А у нас ныне белый день, а у нас ныне белый день

Ой белый день, белый день, ой белый день, белый день

Иванушка кавалер, Иванушка кавалер

Ой кавалер, кавалер, ой кавалер, кавалер

Натальюшка девушка, Натальюшка девушка

Ой девушка, девушка, ой девушка, девушка

Она его любила, она его любила

Ой любила, любила, ой любила, любила.

В зелен садик водила, в зелен садик водила

Ой водила, водила, ой водила, водила

Подарочек дарила, подарочек дарила

Ой дарила, дарила, ой дарила, дарила

Подарочек небольшой, небольшой

Ой небольшой, небольшой , ой небольшой, небольшой

С руки перстень золотой, с руки перстень золотой

Ой золотой, золотой, ой золотой, золотой.


«Как летели гусюшки».


Как летели гусюшки, как летели серые

Через сад.

О, ле ли ле ли, ой ле ли ле ли

Через сад.

Закричали гусюшки, закричали серые

В один лад.

О, ле ли ле ли, ой ле ли ле ли

В один лад.



«Головушка забе­лела»

Головушка забелела

Да головушка забелела, головушка забелела

Гулять захотела, гулять захотела

Гулять, гулять захотела.

За зеленую рощу, за зеленую рощу

Я высеку, я вырублю, я высеку, я вырублю,

Кляновую древо, кляновую древо.

Расколю я те древа, расколю я те древа,

На две, на три, на две, на три,

На три, на четыри, на три, на четыри,

Я сделаю с того древа, я сделаю с того древа

Звенчатые гусли, звенчатые гусли.

Поиграйте гусли - мысли, поиграйте гусли - мысли,

Позабавьте гостя, позабавьте гостя.

Гостя, гостя дорогого, гостя, гостя дорогого,

Батюшку родного, батюшку родного.

Он не часто в гости ездя, он не часто в гости ездя,

Понемножку ночуя, понемножку ночуя.


«Ой, мальчик кудрявчик»

Ой мальчик кудрявчик, кудреватая головушка твоя

Кудреватая головушка твоя, да и кто тебя опередил молодца Спородила меня матушка, вскормил вспоил сударь батюшка родной Взлелеяла чужа дальня сторона завела кудри сударушка моя Сударушка красна девица ох Наталья Ивановна

Завивала приговаривала, отпущала приказывала

Завей боже кучерицы, да завей боже русаи

Раздоброму молодцу да Петрею Ивановичу.






«Утка»

Утка да на морюшке купалося

Дочка да по батюшки

Дочка да по батюшки

Дочка да в неволюшку да попалася

Веля, да ты моя, да не волюшка,

Ой некто да не знае, да мое горюшко

Никто да не знае да мое горюшко

Ах и горя да серое моя, ах и да серое моя.


«Орешник молодой»

Молод орешничек, молод орешничек

Кудря повездничек, кудря повездничек

Дяржи вожи ровно, дяржи вожи ровно.

Да бей коня больно, да бей коня больноне

Бей коня больнее, бей коня больнее

Поняй поскорее, поняй поскорее

Шоб я не слыхала, шоб я не слыхала

Видать, не видала, видать не видала

Как матушка плача, как матушка плача

Родимая тужа, родимая тужа

На пляче рыдая, на пляче рыдая

Волю вспоминая, волю вспоминая

Осталося воля, осталося воля

У батюшки в доме, у батюшки в доме

В высоком тереме, в высоком тереме


Приложение №2

СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ,

бытующих в говоре с. Шелаево Валуйского р-на Белгородской области
















Приложение №3


Скачать 







var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Поиск


ШЕЛАЕВО © 2024
Конструктор сайтов - uCoz