Тема урока: Развитие речи. Жанры публицистики.
Выборочный пересказ. Сочинение –рассуждение.
Цель урока: обобщить знания по теме
«Публицистический стиль речи»;
ознакомить учащихся с жанрами публицистического стиля
речи;
закрепить навыки правописания.
Ход урока
I.
Организационный
момент
II.
Обобщение знаний
по теме: «Публицистический стиль речи».
Основные
особенности публицистического стиля:
I.
Сфера
употребления публицистического стиля:
общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в
газетах, журналах.
II.
Задача речи: информирование, передача общественно-значимой
информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его
в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов. Побуждением его к
определенным поступкам, действиям.
III.
Стилевые
черты. Для публицистического стиля
характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
IV.
Языковые
средства:
а)
общественно-политическая лексика;
б) эпитеты,
сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном
значении;
в) побудительные и
вопросительные предложения;
г) риторические
вопросы;
д) распространенные
обращения;
е) вводные слова,
причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
V. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон,
ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании,
доклад. Портретный очерк, путевой очерк, проблемный очерк.
III.
Работа по теме
урока
1) Знакомство с заданием ЕГЭ.
2) Работа с частью 2.
Часть 2
Внимательно прочитайте текст и выполните
задания А1 – А7, В1 – В10.
(1.)
Уже
став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои
детские годы, прошедшие в белгородских селах и хуторах.
(2.)
- В исходе пятого года моего возраста, -
рассказывал он, - отдали меня учиться грамоте к Никите Михайловичу…
(3.)
Никита
Михайлович, ключник хлебного амбара, был одним из немногих грамотных людей в
селе. (4). И к нему в «школу» - в его простую крестьянскую хату – бегала по
утрам десятка полтора местных мальчишек. (5). Вместе с ними обучалась в «школе»
и дочка ключника Надёжка.
(6).
- Учился я весьма легко и быстро, - продолжал свой рассказ Щепкин, - ибо едва
мне сравнялось шесть лет, как я уже премудрость выучил – азбуку, часослов и
псалтырь…
(7).Часослов
и псалтырь – две церковные книги, их целиком заучивали наизусть. (8). На этом и
заканчивался в школе ключника курс наук для сельской ребятни. (9). Но не для
Миши Щепкина. (10). Его отец, хотя и оставался крепостным, но был все же
графским управителем. (11). И решил во что бы то ни стало пробить сыну дорогу к
настоящим знаниям и вольной жизни.
(12).
Семен Григорьевич знал одного «очень умного священника» в Белгороде. (13). У
этого священника несколько лет назад обучался графский сын. (14). И Семен
Григорьевич запросил дьячка – белгородца, как на условиях тот может принять в
ученье Мишу.
(15).
Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору. (16). И чтобы во время
длительной переписки сын не разбаловался, Семен Григорьевич велел: «Станешь
снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады…».
(17).
«Протверживать зады» означало повторять давно пройденное. (18). Мише это повторение вскоре ужасно надоело.
(19). И он стал «протверживать» с такой
быстротой, что уже через каких – нибудь четверть часа выпаливал учителю –
ключнику все, что тот задавал прочесть и вызубрить. (20). И, конечно, ключник охотно отпускал Мишу на все четыре
стороны, да еще и ставил его в пример остальным: «от, як бы и вы так учились,
як Миша, то и вы пийшлы б тепер гулять…».
(21).
Минуло три месяца, и Мишу стали собирать
к отъезду в Белгород. (22). Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет еще
и семи, а он отправляется в чужой далекий город и будет там один – одинешенек.
(23).
В Белгороде Миша Щепкин провел почти четыре года, обучаясь истории и языкам –
латыни и французскому. (24). Вновь ученье давалось ему легко, и от познания
наук он получал удовлетворение, радуясь возможности учиться. (25). Да и учитель
был отличный - Белгородский священник,
хорошо подготовивший сельского парнишку. (26). Весной 1799 года десятилетний
Миша Щепкин начал заниматься сразу во втором классе уездного «малонародного
училища» в городе Судже. (27.) И скоро
стал первым учеником в классе и оставался им до конца учебы.
(По Б.Осыкову)
К каждому заданию А1 – А7 даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный
Ответы на задания А1 – А7 обведите
кружком.
А1 Какое из высказываний, приведенных ниже,
содержит ответ на вопрос:
Почему
ключник ставил Мишу Щепкина в пример остальным?
1) Его отец, хотя и оставался
крепостным, но был все же графским управителем.
2) Его отец решил во что бы то ни стало
пробить сыну дорогу к настоящим знаниям и вольной жизни.
3) Мише это повторение вскоре ужасно
надоело. И он стал «протверживать» с такой быстротой, что уже через каких –
нибудь четверть часа выпаливал учителю – ключнику все, что тот задавал прочесть
и вызубрить.
4) Учился весьма легко и быстро.
А2 Почему годы
учебы М.С.Щепкин считал лучшими в жизни?
1) Вместе с ними обучалась в «школе» и
дочка ключника Надёжка.
2) Часослов и псалтырь – две церковные
книги, их целиком заучивали наизусть.
3) ) В Белгороде Миша Щепкин провел
почти четыре года, обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.
4) Учитель был отличный - Белгородский священник, хорошо подготовивший
сельского парнишку.
А3 Какое качество выделяло Щепкина среди других
учеников?
1) Он был капризным и ленивым.
2) Он не любил читать и заучивать
наизусть.
3) Он обладал писательский даром.
4) Он мог за пятнадцать минут все
прочесть и вызубрить заданное.
А4 В каком предложении содержится аргумент,
подтверждающий тезис:
«…скоро
стал первым учеником в классе и оставался им до конца учебы»?
1) 2
2) 16
3) 23
4) 25
А5 О какой стороне натуры героя говорит информация,
заключенная в предложениях 6, 19, 23 – 26?
1) Он был способный ученик.
2) В нем рано раскрылся актерский
талант.
3) У него было огромное желание учиться.
4) Способности помог развить
белгородский священник – его учитель.
А6 В каком варианте ответа указаны средства
речевой выразительности, использованные автором в тексте?
1) Анафора, фразеологизмы.
2) Диалектизмы, цитаты.
3) Прямая речь, гипербола.
4) Олицетворение, сравнительный оборот.
А7
В каком варианте ответа верно определен стиль и тип речи?
1) Публицистический стиль: повествование
2) Художественный стиль: повествование
3) Научный стиль: описание
4) Официально – деловой стиль: рассуждение
Ответы на задания В1 – В10 записывайте
словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1
Из предложений 21 – 23 выпишите слово с
чередующейся безударной гласной в корне.
В2
Из предложений 14 – 16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки
пишется – З, если после нее следует
буква, обозначающая звонкий согласный».
В3
Из предложений 15 – 17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В
прилагательном, образованном при помощи суффикса – Н – от существительного,
основа которого оканчивается на – Н, пишется НН».
В4
Из приведенного ниже предложения 20
выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.
И,
(1) конечно, (2) ключник охотно отпускал
Мишу на все четыре стороны, (3) да еще и ставил его в пример остальным: «от,(4)
як бы и вы так учились,(5) як Миша,(6) то и вы пийшлы б тепер гулять…».
В5
Из приведенного ниже предложения 24 выпишите цифру, при помощи которой
пронумерована запятая, разделяющая части
сложносочиненного предложения.
Вновь
ученье давалось ему легко(1) и от познания наук он получал удовлетворение(2)
радуясь возможности учиться.
В6 Из приведенного ниже предложения 16 выпишите цифру,
при помощи которой обозначена запятая, разделяющая главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.
И
чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семен Григорьевич
велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу,
протверживать зады…».
В7
Из предложения 26 выписать грамматическую
основу.
Весной 1799 года десятилетний
Миша Щепкин начал заниматься сразу во втором классе уездного «малонародного
училища» в городе Судже.
В8 Среди предложений 22 – 24 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого
предложения.
В9 В предложении 2
замените прямую речь косвенной.
Напишите получившееся
предложение.
В10 В предложении
12найдите словосочетание со связью примыкание.
Выпишите его.
Задание с развернутым ответом
С1. Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую
тему «Что я знаю о частицах».
IV.
Итог урока
V.
Домашняя работа
VI.
В1-В10
|