Четверг, 02.05.2024, 08:35
Приветствую Вас Гость | RSS

        Сайт учителя русского языка и литературы
   
Шелаевской средней общеобразовательной школы
  Валуйского района Белгородской области с.Шелаево

       АРКАТОВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи

Тема урока: Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи

Цель урока:

  • Закрепить знания и умения по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».

  • Формировать представления о роли деепричастий в художественных и публицистических текстах умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами и употреблять их в речи.

  • Воспитывать чувство любви к «малой» родине, интерес к народной речи; толерантное отношение к другим языкам, людям другой национальности.

Планируемые результаты:

Предметные – имеют представление о деепричастии и деепричастном обороте, находят деепричастия и деепричастные обороты в тексте, знают и применяют правильную постановку знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, правильно строят предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами и употребляют их в речи.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.


Ход урока

I. Орг. момент

- Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Сегодня на уроке у вас произойдет необычная встреча. Урок у вас проведу я, учитель Шелаевской школы. А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание.

  1. Актуализация опорных знаний

Слайд №1

  1. Перед вами предложения:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

(блестя на солнце), снег лежит…

  1. (Скользя по утреннему снегу),

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…

  • Кто автор этих строк? Из какого они произведения?

  • Слайд №2

  • Вспомните какие слова пропущены в каждом предложении?

  • Слайд №3,4

  • Что объединяет эти слова?

(Это особая форма глагола - деепричастие)

  • Знакомы ли мы уже с этой темой? (да)

  • Что мы называем деепричастием?

  • Что такое деепричастный оборот?

  • Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

  • Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.

(Ученики: ТЕМА Деепричастие и деепричастный оборот)

  • Обратимся еще раз к предложениям.

С деепричастиями строки стали лучше? Красивее?

Писатели и поэты очень часто употребляют эту часть речи.

(запись темы урока)

Слайд 5

Тема : Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи

  • Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.

  • Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

Слайд 6

ЦЕЛЬ:

  • закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;

  • повторить правило постановки ____________________________________ .

  • формировать умение правильно употреблять _____________ в речи.

Слайд 7

Ответ

  • закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;

  • повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

  • формировать умение правильно употреблять деепричастие в речи

III. Работа по теме урока

1Слово учителя

Наша задача сегодня – понять, определить, какую роль в нашей речи выполняет деепричастие.

Слайд №8

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного писателя А.П. Югова, который сказал о деепричастии следующее: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В ней струиться самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

- О каких признаках деепричастия говорит писатель?

(обозначает добавочное действие).

Да, деепричастие обозначает добавочное действие, однако, как справедливо указывает писатель, это добавочное действие может быть гораздо важнее основного.

- И чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском

2. Чтение уч-ся текста (упр. 404)

- Прав ли писатель, утверждая, что использование деепричастий делает речь более живописной, красочной, что деепричастие дорисовывает движение? (Деепричастия делают речь более живописной, позволяют ярко и образно охарактеризовать основное действие, они часто используются в пословицах и поговорках). «Дорисовывает движение» - значит, дает более подробное описание, делает образ видимым.

Деепричастие – это не только яркая и выразительная форма глагола, это еще и очень сложная форма глагола. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами требуют особого внимания со стороны говорящего и пишущего. Правила их построения часто нарушаются в современной речи.

Нарушения этого правила приводят к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: Слайд №9

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Выходит, что к станции подъезжала шляпа.

Чтобы не допускать в речи подобных ошибок, давайте понаблюдаем, как правильно следует строить предложения с деепричастиями.

  1. Исследование синтаксиса предложений с деепричастным оборотом

Слайд 10

Вы сумеете найти ошибки:

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела колоша.

На катке всегда весело, хотя покатавшись, болят ноги. (Ноги катались?)

ВЫВОД: Деепричастие и глагол относятся к подлежащему - это правило! Нарушение ведет к речевым ошибкам.

  1. Редактирование предложений

Упражнение 408 (1-предложение вместе)

Закрыв книгу, мы надолго запомним её героев.


1 вариант – 2,3

2 вариант -3,4 ( Проверка)

1 - вариант

Я забеспокоился, получив письмо из деревни.

Когда мы возвращались домой, пошел дождь.

2 - вариант

Когда я пришел в магазин, он оказался закрыт.

Подплывая к берегу, я уронил в реку зонт.

  1. Тестирование из материалов ЕГЭ

Ребята, самое главное о деепричастии вы повторили, а сейчас проверим, готовы ли вы сдать обязательный экзамен по русскому языку на эту тему? Одиннадцатиклассники часто ошибаются, посмотрим, справитесь ли вы? У вас в рабочем листе задания, вам нужно обвести кружочком номер правильного ответа.

-Выберите грамматически правильно построенное предложение.
Прочитав этот рассказ,…
а)…меня, как живые, окружали его герои;
б)…я много думал о событиях, описанных в нём;
в)…мне стало грустно;
г)…он мне понравился.
-Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой.
б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.
в) Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
г) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся. (Взаимопроверка) Слайд 11

Физкультминутка

Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем поработать нужно.

  1. Анализ текста

Слайд 12

1. Работа с текстом

Два села, две старинных слободы. Ныне воронежская Новобелая и Луганская Новобилая смотрят друг на друга через луг, словно любуясь. В конце июня между сенокосом и жатвой жители этих сёл как родные встречаются на берегу речки Белой, слушая пение птиц и журчание воды. Звучит украинская мова и русская речь. Шумит-гудит ярмарка, воскрешая в памяти гоголевские книги. И хотя радость встречи омрачается мыслью о «меже» – погранично-таможенной заставе, можно ли размежевать, разделить сердце, которое внимает чистым звукам славянских народных песен, что текут подобно чистым ручьям, впадая в реку мировой культуры.

В начале двадцать первого века, в смутное и суетное время новых шлагбаумов и кордонов, спешно пытающихся размежевать, разделить душу народа, так необходимо в каждом из нас чувство славянского единства и братства, объединявшее русских и украинцев много столетий.

Анализ текста

1. О чем этот текст? О том, что русские и украинские народы близки, это ощущается и в языке, в обычаях и традициях.

2. О чем хотел сказать автор? О том, что нельзя разделить два народа, имеющие родственные связи, одни корни.

  1. К какому типу относится текст? (рассуждение с элементами описания).

  2. Где мы можем встретить такой текст?

Слайд 13

  1. Давайте сравним русское и украинское название сел (Новобелая и Новобилая). От какого слова образовались эти названия (от слова белый – название реки, на берегу которой стоят эти села). Произношением каких звуков отличаются эти названия? (звук э и и).

  2. Да, действительно, очень часто там, где в русском языке произносится звук э в украинском звучит и, например, русское конь – украинское кинь, русское соль – украинское силь. Я думаю, что вам приходилось слышать украинские слова в речи жителей нашего района, так как наша область граничит с Украиной, и здесь с давних времен проживает много выходцев из Украины. Попробуйте привести примеры таких слов, которые звучат в украинском - с и

Слайд 14 (хлеб – хлиб, печь – пичь, неделя – нидиля, лето - лито и т.п.). От кого вы слышали такие слова? (от дедушек и бабушек, родственников, знакомых, которые живут в деревне).

  1. А как называется речь сельских жителей, которая отличается от литературной (диалект, диалектная речь).

  2. Одна из самых ярких особенностей диалектной речи нашей области состоит в том, что в ней используется много украинских слов Слайд 15 (гарбуз, цыбуля, хлопец и др.). Скажите, вам понятны такие слова?

  3. А как вы думаете, почему мы без особого труда понимает украинские слова, да и вообще украинский язык? (потому, что это родственные языки, которые произошли из одного древнерусского языка, и, следовательно, народы (украинцы и русские) – родственные народы.

  4. Как вы думаете, правильно ли поступают современные политики, руководители государств, которые пытаются поставить кордоны и разделить русских и украинцев?

Слайд 16

  1. Давайте сравним русское слово речь и украинское слово мова, которые имеют одно и тоже значение. Русское слова речь было образовано от древнерусского глагола ректи, то есть говорить.

  2. А теперь попробуйте догадаться и определить, от какого слова было образовано украинское слов мова.Дело в том, что в русском языке есть слово того же корня, что и слово мова. (это устаревший глагол молвить).

  3. Подчеркните деепричастия в тексте.

  4. Давайте уберем деепричастия и посмотрим, как изменился текст.

Какой вариант текста более выразительный, интересный, яркий (конечно, с деепричастиями) .

6. Творческая работа

Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем.

______________(стараться) проникнуть в её тайны поэт обращает…ся к жизни человека _______________ (находить) об…яснения чудесным природным явлениям.

Мы видим прозрачный лес ч…рнеющий вдали.

______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу и покой.

Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ___________ (вселять) бодрость и веселье.

Стихия разбушевавшаяся в пр...роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её.

Природа для поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1..Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях, выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

7. Рефлексия

Слайд 17

- Скажите, что повторили на уроке?

  • Мы повторяли ________________ .

  • Мы вспомнили, как _____________ на письме деепричастия, деепричастные и причастные обороты.

  • Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами делают текст _______________.

-Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?

Все молодцы, но оценки получают за работу на уроке…..

-Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая. Урок был интересен. Я принимал в нем участие . Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Спасибо, мне с вами было интересно.

Категория: Мои статьи | Добавил: as1374 (14.11.2013)
Просмотров: 7011 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск


ШЕЛАЕВО © 2024
Конструктор сайтов - uCoz