Тема урока:
Использование
существительных в речи. Средства художественной выразительности.
Цель урока:
·
повторение
теоретического материала по теме «Речь», углубление знаний по теме
«Использование существительных в речи. Средства художественной выразительности»;
закрепление умения узнавать метафоры и сравнения, определять их роль в тексте;
·
показать, как
умелое использование существительных в речи придает ей выразительность и
красоту;
·
способствовать
умению уместно и правильно употреблять имена существительные в своей речи.
Оборудование:
·
Электронный учебник «Русский язык 6 класс» //М.М. Разумовской// «Дрофа»;
·
Тематические
тесты
·
Раздаточный
материал
Ход урока
I.
Оргмомент
II.
Актуализация опорных знаний. Тестовая разминка.
1) Работа в парах с интерактивными тестами.
2) Выполнение тематических тестов. Индивидуальная работа
по вариантам.
III.
Сообщение темы и цели урока
- Ребята, мы сегодня отвлечёмся от орфограмм, членов
предложения, правил и проведем урок развития речи, на котором будем больше
говорить, чем писать. Согласны? Обратите внимание на тему урока. Как вы
думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какие задачи стоят перед нами?
Давайте попробуем сформулировать задачи при помощи опорных слов.
·
Продолжить
изучение темы…
·
Уметь находить…
·
Повторить
основные понятия темы…
IV.
Повторение и обобщение теоретического материала.
а) Словарная разминка «Узнай слово» (основные
понятия текста)
- По
лексическому значению определить задуманное слово.
·
Относительно
законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений
(текст).
·
То, о чем
говорится в тексте (тема текста)
·
То, что говорится
о предмете речи (идея, основная мысль)
·
Часть текста,
которая начинается с красной строки (абзац)
·
Части общей темы
(микротемы)
·
Описание,
повествование, рассуждение – это…(типы речи)
б) стили речи
·
Какой
практический прием помогает нам различить типы речи? На что указывает заголовок
текста?
·
Какие стили речи
вы знаете?
·
Что мы учитываем
при определении стиля речи? (задачу, цель высказывания)
·
Если цель нашего
высказывания – общение, то перед нами (какой?) стиль? Если сообщение, то…? Если
воздействие, то…?
в) средства выразительности
- Какие средства выразительности вы знаете?
(эпитет,
сравнение, метафора, инверсия, олицетворение, аллитерация, ассонанс)
- Определите
понятие по лексическому значению
·
Наделение неживых
предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками (олицетворение)
·
Образное
использование переносного значения слова на основе сходства в чем - либо двух
предметов, или скрытое сравнение (метафора)
·
Сопоставление одного
предмета или явления с другим (сравнение)
·
Повторение
однородных согласных звуков (аллитерация)
·
Необычный порядок
слов в предложении (инверсия)
·
Определение,
придающее выражению образность и эмоциональность (эпитет)
Молодцы, помните средства, изученные на уроках
русского языка и литературы.
- А над какими средствами мы работали на прошлых
уроках?
(над метафорой и сравнением). Давайте ещё раз посмотрим на определение этих
понятий. Презентация на интерактивной
доске.
- Чем обычно бывает выражено сравнение?
(существительным с союзом)
- Сегодня мы
продолжим работу над метафорами и сравнениями
и постараемся углубить наши знания об использовании их в речи.
V.
Выполнение заданий:
1)
в парах по карточкам
- Чтобы проверить, насколько хорошо вы разбирались в
этих изобразительных средствах, выполните задание №1 на карточке. Для
уверенности я предлагаю вам работать в парах.
1)
Прочитайте предложения и докажите, что в них есть метафоры и сравнения.
Подчеркните их.
1) Продирается месяц сквозь тучи, словно желтое око совы.
2) Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш,
брезжил рассвет.
3) Дымом половодье зализало дым. Жёлтые поводья месяц
уронил.
4) Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.
5) Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
6) Как метель, черёмуха машет рукавом.
7) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
8) Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у
окна.
2)
Прочитайте стихотворение. Найдите в нём сравнения и подчеркните их (в
стихотворении 6 сравнений).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над
светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в
лазури голубой.
Как вышки,
ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(И.А.
Бунин)
- Всмотритесь в языковую форму сравнений. Всегда ли в
них есть союзы, какие это союзы, какая падежная форма не требует союза? (Т.п.
ед. ч.)
1) – Какое предложение вам понравилось больше всего?
Давайте запишем его на доске и в тетрадях. (Записать 1-2 предложения,
подчеркнуть сравнения и метафоры, надписать, что это за средство)
2) – А сейчас выполните второе задание.
Вывод:
Давайте
подведем итог:
·
Что вы скажите о
роли существительных в речи? (Насыщение
текста именами существительными является ярким средством языковой
изобразительности.)
·
Зачем
используются сравнения и метафоры в тексте?
Запись: Существительные
в переносном значении используются для создания метафор и сравнений, которые
делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной.
3)
Лингвистический
эксперимент (Раздаточный материал) Индивидуальное задание.
Прочитайте
тексты, определите в каких речевых ситуациях они могут быть использованы.
Укажите стиль речи каждого текста. Сравните задачу речи в том и другом стиле. Подсчитайте
и выясните, в каком стиле речи чаще употребляются глаголы, а в каком – имена
существительные и прилагательные. Сделайте вывод.
1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель
диаметром 0,5 – 6 мм.
Различают ливневый дождь – крупнокапельный, кратковременный, выпадающий из
кучевых облаков, и обложной дождь – с менее крупными каплями, продолжительный, выпадающий
из слоистых облаков.
2) Дождь… он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра,
обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, заставит низко
пригнуться ветки кустарника, прибьёт к земле траву. А потом, пошумев и
побуянив, стремительно двинется дальше.
Бывает
дождь совсем иной. Он начинается почти незаметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов,
над которыми низко нависло тоскливое серое небо.
Вывод: В научном
стиле речи больше имен существительных и прилагательных, так как главная
информация передается именно этими частями речи. Глаголы же часто употребляются
в художественной речи, которой они придают живость и выразительность.
VI.
Творческое
задание
Продолжите
текст, рассказав в нем о других названиях бабочек.
Необходимо сохранить форму текста (диалог).
Крапивница и
лимонница
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты
Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я. У меня на крапиву аппетит,
поэтому я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и
понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а
за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам,
этого не понять…
Н. Сладков
Материал
для справок: голубянка красивая - бабочка безвредная и очень красивая; она вся
нежно-голубого цвета, сама похожа на цветок; мешочница – самка этой бабочки всю
жизнь проводит в мешке; стеклянница – у этой самки прозрачные, как у осы,
крылья, покрытые невидимыми чешуйками.
VII.
Подведение итогов
VIII.
Домашнее задание
ие (Pдение на лингвистическую
тему «Что я знаю о частицах».
IV.
Итог урока
V.
Домашняя работа
VI.
В1-В10
|