Презентация к уроку (скачать)
Тема: Великая
Отечественная война в музыке и поэзии (слайд №1)
Цель:
показать, как в произведениях искусства
изображена сила и мощь советского народа,
победившего фашизм.
Оборудование:
·
интерактивная
доска
·
репродукции
картин
·
записи песен о войне
·
презентация к
уроку
Ход урока
1.Вход детей под музыку
песни «Дороги» комп. А.Новиков, поэт Л.Ошанин
2. Вопрос детям:
«Какова тема прозвучавшей мелодии?»
Объявление темы и целей урока
(слайд №2)
3.Вступительное
слово учителя
22 июня 1941 года началась война, она
унесла почти 27 млн. жизней
советских людей.
1215 писателей ушли воевать
с врагом.
Более 400 из них отдали свою
жизнь за освобождение Родины. (слайд№3)
Посмотрите на эти даты: 1941 – 1945 годы.
Между ними вместились1418 дней.
(слайд №4)
1418 дней
страданий,
крови, слёз, смерти.1418 дней, застывших в
скорбные обелиски картины, строки стихов и песен.
4.Сообщение
ученика о создании песни «Священная
война»А.Александрова, Лебедева-Кумача. (слайд№5)
5.Прослушивание песни
(слайд №6)
Учитель
Весь народ встал на защиту Родины. В каждом, в каждом
селе мужчины надевали серые шинели, брали в руки винтовки.
Из нашего
села ушли на фронт 600 человек, 300 из них сложили головы на полях сражений.
6.Дети по очереди
вставая, очень коротко рассказывают о
своих дедушках и прадедушках, (слайд №7)
принимавших участие в Великой Отечественной
войне.
Аридов Дмитрий
Аридов Иван Пахомович родился 3 октября 1923 года. 23 октября 1941 года
добровольцем ушел на фронт. За взятие языка под Сталинградом Ивану Пахомовичу вручили
медаль «За отвагу». Домой он вернулся в 1945 году, умер в 1992 году. Я горжусь
своим прадедом.
Сапрыкина Анастасия
Сопин
Иван Трофимович, мой прадед, воевал в
Великую Отечественную войну в 1943 году без вести пропал.
Салова Елизавета
Мой
прадед, Иванов Григорий Михайлович был участником Великой Отечественной войны.
Прошел он всю войну – от Москвы до Берлина. Вернулся в 1946 году, умер в 1978
году. Я буду помнить своего прадеда.
Моя
прабабушка, Шелайкина Зоя помогала
солдатам, лечила раненых. Сегодня она живет в с. Шелаево.
Бугаев Дмитрий
Бугаев
Михаил Петрович, мой прадед, воевал под Харьковом, миной оторвало ему две ноги,
умер в 1990 году. Я буду помнить своего прадеда.
Азаров
Евдоким Давыдович воевал на дальневосточном фронте с японцами, умер в 1987
году. Я горжусь своим прадедом.
Аридов Роман
Мой
прадед, Аркатов Николай Павлович, был участником Великой отечественной войны,
принимал участие в разгроме Японии, пришел с наградами умер в 1997 году. Я
горжусь своим прадедом.
Глебова Виктория
Мой
дедушка Сергеев Павел Дмитриевич родился в 1922году, а умер 16 октября 2008
года. Участник Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года попал на фронт
в 9-ю армию. Летал на фанером И-16, позже на самолетах П-2, ИЛ-2. Сражался на
первом, потом на втором Украинском фронте, а также на первом Беларусском
фронте, в 16-ой воздушной армии. Победа застала дедушку в Берлине.
Я
очень горжусь своим дедушкой в мирной жизни он был очень добрый, ласковый и
заботливый дедушка.
Дуброва Татьяна
Мой прадед – Шелайкин Денис Николаевич,
участник Великой Отечественной войны. С начала войны он работал на железной
дороге. После освобождения Валуек от немецко-фашистских захватчиков ушел на
фронт и дошел до Берлина. Умер в 1986 году
Учитель
Видите,
ребята, многие из вас назвали родственников, прошедших тяжкими дорогами войны.
Уже поэтому
можно судить
о масштабах беды, постигшей Отчизну.
Ушли на
фронт 2000 писателей и поэтов.
Всем, не
вернувшимся с войны, посвятили свою песню «Журавли» поэт Расул Гамзатов и
композитор Ян Френкель. В память о
погибших мы споём её сейчас.
7.Класс исполняет песню «Журавли» (слайд
№8)
Учитель
Война несла
смерть и страдания. Она не щадила ни взрослых, ни детей.
8.Дети читают стихи Вероники Тушновой «Кукла», «Зеркало» Владимира
Шефнера. (слайд№9)
Учитель.
Враг был силён. Приходилось сражаться за каждый дом,
каждую безымянную высотку.
9. Сообщения учеников об истории создания песни В.Баснера и М.Матусовского «На безымянной высоте»
Прослушивание песни.
Учитель.
Солдаты знали, за что идут в бой, за что умирают.
10.Чтение стихотворений Анатолия Чивилихина «Мы
прикрываем отход» и А.Суркова «Видно выписал
писарь…»
11.Учитель
А раненых из боя на своих хрупких плечах вытаскивали
девушки. И их тоже не щадила война.
12.Чтение стихотворения Ю.Друниной «Из фронтового деневника (слайд )
13.Звучит песня «Вальс фронтовых подруг»
2 часть 20-ти
минутка.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, начиная с этого урока, мы будем знакомиться с
музыкой Седьмой симфонии Д.Шостаковича,
которую он посвятил родному городу Ленинграду. Симфония так и называется
– Ленинградская.
9 августа
1942 года, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны
были победоносно войти в Ленинград, вся страна с чувством гордости слушала
трансляцию симфонии, написанной ленинградцем и исполняемой ленинградцами так
близко от линии фронта в отрезанном, как казалось фашистам, от всего мира
городе.
Идеи борьбы
и торжества, добра по-разному рассказывают её 4 части. Наиболее ярко
столкновение двух образов показано в 1й части.
2. Мы прослушаем фрагмент из первой части.
(пояснение
на фоне звучавшей музыки)
Эпизод нашествия. Образ насилия как бы нарастает.
Дробь барабана рисует марширующих бронированных чудовищ. Это надвигается война,
слышны стенания и вопли, скрежет железа.
И вдруг
рождаются мощные протестующие звуки. Они перекрывают этот грохот. Размеренная
механическая поступь вражеского нашествия, натолкнувшись на преграду,
разбивается о неё.
Вопрос на проверку восприятия: «Что подсказывает симфония
сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения?»
На
последующих уроках мы продолжим разговор об этом произведении.
3.
Учитель
Давно отгремели
залпы войны, но боль живёт в сердцах людей, потерявших близких.
Звучит стихотворение
Е.Винокурова «Москвичи».
Не случайно праздник Победы назвали авторы в своей
песне «праздник со слезами на глазах»
4. Сообщение ученика об
истории создания песни В.Харитонова и
Д.Тухманова «День Победы» (слайд
№ )
Прослушивание
песни.
5.Учитель. В этом году мы отмечаем 65 лет со Дня Победы. Никто не
вправе забывать, какой ценой она была
завоёвана.
Дети хором поют песню В.Мурадели и А.Соболя «Бухенвальдский набат».
6.Ученик читает
стихотворение Ю.Разумовского «Я помню
тяжкий бой…» (слайд
№ )
7.Итог урока:
|